Коммунистическая Энциклопедия

Демократический централизм

Демократический централизм — важнейший принцип управления социалистическим обществом, построения и деятельности коммунистической партии, социалистического государства, общественных организаций.

Как принцип управления обществом демократический централизм состоит в сочетании демократизма, то есть полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной. В СССР и других социалистических странах демократический централизм был положен в основу партийного, государственного и хозяйственного руководства. Конституцией СССР было предусмотрено, что организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

История

В основных чертах этот принцип был разработан Марксом и Энгельсом и осуществлён ими в «Союзе коммунистов», а затем в I Интернационале. Он возник из потребностей рабочего движения в объединении своих сил в борьбе с капитализмом, в монолитной устойчивости и организованности пролетарского авангарда.

Применительно к новым историческим условиям — эпохе пролетарских революций — принципы демократического централизма были творчески развиты Лениным. В его трудах «Что делать?», «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», «Шаг вперёд, два шага назад» и других разработаны организационные принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из партийных организаций, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение партийных решений, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим, выборность и отчётность партийных органов, развитие активности и самодеятельности партийных масс.

Партия большевиков впервые в исторической практике наиболее полно воплотила принцип демократического централизма в своём организационном строении и деятельности. Его узаконила I (Таммерфорсская) большевистская конференция в 1905 году, а затем IV (Объединительный) съезд РСДРП 1906 года, принявший уставное положение, что «все организации партии строятся на началах демократического централизма». Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) в 1919 году признала демократический централизм «руководящим принципом организационного строения партии».

Став после Октябрьской социалистической революции 1917 года правящей партией, Коммунистическая партия распространила осуществление демцентрализма и в государственном строительстве. Против демократического централизма выступали троцкисты, так называемые «левые коммунисты», «децисты» и другие антипартийные группировки, стремившиеся под предлогом развития партийного демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов. Десятый съезд РКП(б) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию «О единстве партии».

Развёрнутое определение демократическому централизму было дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(б) в 1934 году. Также определение демократического централизма дал Мао Цзэдун:

Что касается вопроса о так называемой форме власти, то здесь речь идёт о форме построения политической власти, о том, какую форму избирает определённый общественный класс, создавая органы власти для борьбы с врагами и для защиты самого себя. Без органов власти соответствующей формы нет и государства. В Китае можно сейчас применить следующую систему: Всекитайское собрание народных депутатов, провинциальные, уездные, районные — вплоть до сельских — собрания народных депутатов, причём органы государственной власти должны избираться собраниями народных депутатов всех ступеней. Но при этом необходимо провести в жизнь избирательную систему, основанную на подлинно всеобщих и равных выборах, без различия пола и религии, без имущественного и образовательного цензов и т. д. Только такая система будет соответствовать положению различных революционных классов в государстве, даст возможность выражать волю народа и руководить революционной борьбой, будет отвечать духу новой демократии. Эта система — демократический централизм. Только органы власти, построенные по принципу демократического централизма, могут в полной мере способствовать выражению воли всего революционного народа, способны с наибольшей мощью обрушиваться на врагов революции.

Государственный строй — диктатура союза всех революционных классов, форма организации власти — демократический централизм. Таков политический строй новой демократии, такова республика новой демократии.

Демократический централизм как принцип партийного строительства выдержал длительную проверку и оказался наиболее эффективным для организационного строения коммунистической партии как в условиях эксплуататорского общества, так и при социализме. В наше время он служит незыблемой основой организационного строения и деятельности марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий.

Предпосылки демократического централизма

Необходимость построения партии на началах демократии вытекает прежде всего из той решающей роли, которую играют рабочий класс, трудящиеся массы в историческом творчестве. Организация внутренней жизни партии на демократической основе обеспечивает учёт мнений, интересов и воли партийных и беспартийных масс во всей её деятельности, их решающее влияние на выработку политики, формирование руководящих органов партии, создаёт необходимые предпосылки для их активного участия в осуществлении целей партии, ее программы.

Необходимость построения партии на основе централизма обусловлена классовым характером общества, а также характером и целями самой партии как политической организации рабочего класса, ставящей задачу свержения эксплуататорского строя и построения социализма. В капиталистическом обществе, писал Ленин, «у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации».

В социалистическом обществе, где коммунистическая партия выступает как политический руководитель широких социально-экономических преобразовании, высокие требования к организованности партии обусловлены её общественной ролью авангарда народа, необходимостью последовательного проведения в жизнь социалистического идеала, единой социально-экономической и культурной политики, единой внешнеполитической линии. Идейное и организационное единство партии нужно и для того, чтобы она была способна противостоять давлению идеологии империализма как на массы трудящихся, так и на самих коммунистов.

Демцентрализм в коммунистическом движении

Коммунистическая партия строится и действует на основе единых идейных, тактических и организационных принципов. Она имеет единый высший руководящий орган — съезд партии, а в период между съездами— Центральный Комитет. Решения съезда партии, её ЦК — закон для коммуниста. Все входящие в партию организации подчинены партийному центру, решения и указания высших партийных органов обязательны для нижестоящих партийных организации, меньшинство в организациях и их руководящих органах подчиняется большинству. Централизм означает также отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами. Он предполагает твёрдую партийную дисциплину и одинаковую ответственность перед партией всех её членов, независимо от занимаемых ими постов. Уставами коммунистических партий предусмотрены специальные гарантии против нарушения единства партии и партийной дисциплины.

Партийная дисциплина и демократический порядок решения партийных дел — взаимно обусловленные требования. Нельзя произвольно усиливать централизм и сужать партийную демократию, не причиняя тем самым существенного ущерба дееспособности партии, её руководящей роли и влиянию в обществе. В равной мере нельзя без серьезного вреда для партии, расширяя демократию, забывать о необходимости централизма, требовательности, строгой партийной дисциплины. Соотношение демократии и централизма в практической деятельности партии определяется конкретно-историческими условиями, уровнем зрелости внутрипартийных отношений, стоящими перед партией задачами.

Демцентрализм в социалистическом строительстве

С победой социалистической революции, по мере укрепления и развития социализма демократический централизм всё более утверждается в системе государственной власти и управления. Необходимость построения и деятельности социалистического государственного аппарата на основе демократического централизма обосновал Ленин. Он подчёркивал важность сочетания единообразия в решении коренных вопросов государственной политики с использованием многообразных демократических форм управления на местах. «С демократическим и социалистическим централизмом, — писал Ленин, — ни шаблонизирование ни установление единообразия сверху не имеет ничего общего. Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, а местных особенностях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля…».

Большое значение при социализме имеет осуществление принципа демократического централизма в управлении народным хозяйством. Принцип демократического централизма охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократический характер экономического управления при социализме, предопределённый отношениями социалистической собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев хозяйства, в результате чего процесс экономического управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологические и теоретические идеи относительно демократического централизма в управлении народным хозяйством выдвинуты и сформулированы В.И.Лениным.

«Наша задача теперь, — указывал Ленин, — провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т.п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели»1.

Своё дальнейшее развитие ленинское учение о демократическом централизме в хозяйственном строительстве получило в теоретической и практической деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий других социалистических стран, в работах экономистов-марксистов об экономическом управлении социалистическим хозяйством.

Проблемы демократического централизма

Общественная социалистическая собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего народного хозяйства важнейшие функции экономического управления. В то же время демократический централизм предполагает хозяйственную самостоятельность отдельных объектов (предприятий и других звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономических задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехозяйственного руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистического общества в целом. Это единство выражается в наличии общественного экономического интереса, в неантагонистическом характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего хозяйства. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хозяйственных целей. Отсюда необходимость разнообразить хозяйственные решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехозяйственных установок в рамках единого народно-хозяйственного плана.

Социализму присуще демократическое осуществление централизации при решении экономических задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хозяйственной жизни общества: в первую очередь формирование народно-хозяйственной структуры и народно-хозяйственных пропорций, определение направления и темпов экономического развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, центральных финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хозяйственного поведения для всех хозяйственных звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства хозяйством и реальное подчинение действий относительно обособленных хозяйственных звеньев интересам развития общественного производства в целом. Хозяйственная самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хозяйственного руководства.

Бюрократический централизм и анархо-синдикализм

Отход от демократического централизма, забвение приоритета общественных интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению демократического централизма. «Мы стоим за демократический централизм, — указывал Ленин. — И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны — от анархизма»2.

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хозяйственного развития. Борьба с централизмом бюрократическим — одна из главных проблем совершенствования управления социалистическим обществом. Демократический централизм «… нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни, — отмечал Ленин. — Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией»3.

Не меньший вред социалистическому строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хозяйственной обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т.п. — всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-исторических условий развития хозяйства. Круг централизованно решаемых проблем хозяйственного руководства может изменяться — быть больше или меньше в зависимости от объективных условий хозяйства и хозяйственных задач, которые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистического общества таковы, что, как бы ни менялся «механизм» управления народным хозяйством, демократический централизм должен неизменно расширяться и углубляться. Демократический характер социалистического управления — преимущество социалистического строя, и реализуется он в интересах коммунистического строительства.

Опыт социалистических стран XX века

СССР и другие страны социализма накопили большой опыт хозяйственного руководства на основе демократического централизма. В ходе исторического развития социалистического строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления демцентрализма в управлении хозяйством, как централизованное планирование и управление, хозяйственная самостоятельность предприятий и объединений, сочетание территориального и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве хозяйством, хозяйственная дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении производством и т.п.

По мере развития и укрепления социализма объективные возможности для дальнейшего развития как демократии, так и централизма возрастают. Коммунистическое строительство предполагает всемерное развитие демократических основ государственного и общественного управления при укреплении и совершенствовании централизованного руководства народным хозяйством и другими сферами жизни. Укрепляя плановые начала в развитии экономики, согласованность в функционировании всех её отраслей, партия и государство ориентируются вместе с тем на расширение самостоятельности хозяйственных объединений и предприятий, прав и ответственности их руководителей.

В недооценке и отрицании демократического централизма как принципа руководства социалистическим обществом, принципа партийного и государственного строительства со стороны правых и «левых» ревизионистов отражается ненаучный подход к социализму, влияние буржуазной и мелкобуржуазной идеологии.

  1. Ленин В.И. Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 152. 

  2. Там же, с. 151. 

  3. Там же, с. 151—52. 

Читайте также:

Коммунистический Интернационал Меньшевизм Генеральная линия партии Политическая партия Коммунистическая молодёжь Греции Революция 1905–1907 годов в России Троцкизм Всесоюзная партия "Союз Коммунистов" 21 условие приёма в Коммунистический интернационал Коммунистическая партия Греции