Демократический централизм

Материал из Энциклопедия Коммунист.Ru
Перейти к: навигация, поиск

Демократический централизм — важнейший принцип управления социалистическим обществом, построения и деятельности коммунистической партии, социалистического государства, общественных организаций.

Как принцип управления обществом демократический централизм состоит в сочетании демократизма, то есть полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной. В СССР и других социалистических странах демократический централизм положен в основу партийного, государственного и хозяйственного руководства. Конституцией СССР было предусмотрено, что организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

История

В основных чертах этот принцип был разработан Марксом и Энгельсом и осуществлён ими в «Союзе коммунистов», а затем в I Интернационале. Он возник из потребностей рабочего движения в объединении своих сил в борьбе с капитализмом, в монолитной устойчивости и организованности пролетарского авангарда.

Применительно к новым историческим условиям — эпохе пролетарских революций — принципы демократического централизма были творчески развиты Лениным. В его трудах «Что делать?», «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», «Шаг вперед, два шага назад» и других разработаны организационные принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из партийных организаций, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение партийных решений, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим, выборность и отчётность партийных органов, развитие активности и самодеятельности партийных масс.

Партия большевиков впервые в исторической практике наиболее полно воплотила принцип демократического централизма в своём организационном строении и деятельности. Его узаконила I (Таммерфорсская) большевистская конференция (1905 год), а затем IV (Объединительный) съезд РСДРП (1906 год), принявший уставное положение, что «все организации партии строятся на началах демократического централизма». Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919 год) признала демократический централизм «руководящим принципом организационного строения партии».

Став после Октябрьской социалистической революции 1917 года правящей партией, Коммунистическая партия распространила осуществление демцентрализма и в государственном строительстве. Против демократического централизма выступали троцкисты (см. Троцкизм), так называемые «левые коммунисты», «децисты» и другие антипартийные группировки, стремившиеся под предлогом развития партийного демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов. Десятый съезд РКП(б) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию «О единстве партии».

Развёрнутое определение демократическому централизму было дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(б) в 1934 году.

Также, хорошее определение демократического централизма дал Мао Цзэдун:

« Что касается вопроса о так называемой форме власти, то здесь речь идет о форме построения политической власти, о том, какую форму избирает определенный общественный класс, создавая органы власти для борьбы с врагами и для защиты самого себя. Без органов власти соответствующей формы нет и государства. В Китае можно сейчас применить следующую систему: Всекитайское собрание народных депутатов, провинциальные, уездные, районные — вплоть до сельских — собрания народных депутатов, причем органы государственной власти должны избираться собраниями народных депутатов всех ступеней. Но при этом необходимо провести в жизнь избирательную систему, основанную на подлинно всеобщих и равных выборах, без различия пола и религии, без имущественного и образовательного цензов и т. д. Только такая система будет соответствовать положению различных революционных классов в государстве, даст возможность выражать волю народа и руководить революционной борьбой, будет отвечать духу новой демократии. Эта система—демократический централизм. Только органы власти, построенные по принципу демократического централизма, могут в полной мере способствовать выражению воли всего революционного народа, способны с наибольшей мощью обрушиваться на врагов революции. »


« Государственный строй — диктатура союза всех революционных классов, форма организации власти — демократический централизм. Таков политический строй новой демократии, такова республика новой демократии. »


Демократический централизм как принцип партийного строительства выдержал длительную проверку и оказался наиболее эффективным для организационного строения коммунистической партии как в условиях эксплуататорского общества, так и при социализме. В наше время он служит незыблемой основой организационного строения и деятельности марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий.

Предпосылки демократического централизма

Необходимость построения партии на началах демократии вытекает прежде всего из той решающей роли, которую играют рабочий класс, трудящиеся массы в историческом творчестве. Организация внутренней жизни партии на демократической основе обеспечивает учёт мнений, интересов и воли партийных и беспартийных масс во всей её деятельности, их решающее влияние на выработку политики, формирование руководящих органов партии, создаёт необходимые предпосылки для их активного участия в осуществлении целей партии, ее программы.

Необходимость построения партии на основе централизма обусловлена классовым характером общества, а также характером и целями самой партии как политической организации рабочего класса, ставящей задачу свержения эксплуататорского строя и построения социализма. В капиталистическом обществе, писал Ленин, «у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации» (т. 8, с. 403).

В социалистическом обществе, где коммунистическая партия выступает как политический руководитель широких социально-экономических преобразовании, высокие требования к организованности партии обусловлены её общественной ролью авангарда народа, необходимостью последовательного проведения в жизнь социалистического идеала, единой социально-экономической и культурной политики, единой внешнеполитической линии. Идейное и организационное единство партии нужно и для того, чтобы она была способна противостоять давлению идеологии империализма как на массы трудящихся, так и на самих коммунистов.

Демцентрализм в коммунистическом движении

Коммунистическая партия строится и действует на основе единых идейных, тактических и организационных принципов. Она имеет единый высший руководящий орган — съезд партии, а в период между съездами — Центральный Комитет. Решения съезда партии, её ЦК — закон для коммуниста. Все входящие в партию организации подчинены партийному центру, решения и указания высших партийных органов обязательны для нижестоящих партийных организации, меньшинство в организациях и их руководящих органах подчиняется большинству. Централизм означает также отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами. Он предполагает твёрдую партийную дисциплину и одинаковую ответственность перед партией всех её членов, независимо от занимаемых ими постов. Уставами коммунистических партий предусмотрены специальные гарантии против нарушения единства партии и партийной дисциплины.

Партийная дисциплина и демократический порядок решения партийных дел — взаимно обусловленные требования. Нельзя произвольно усиливать централизм и сужать партийную демократию, не причиняя тем самым существенного ущерба дееспособности партии, её руководящей роли и влиянию в обществе. В равной мере нельзя без серьезного вреда для партии, расширяя демократию, забывать о необходимости централизма, требовательности, строгой партийной дисциплины. Соотношение демократии и централизма в практической деятельности партии определяется конкретно-историческими условиями, уровнем зрелости внутрипартийных отношений, стоящими перед партией задачами.

Демцентрализм в социалистическом строительстве

С победой социалистической революции, по мере укрепления и развития социализма демократический централизм всё более утверждается в системе государственной власти и управления. Необходимость построения и деятельности социалистического государственного аппарата на основе демократического централизма обосновал Ленин. Он подчёркивал важность сочетания единообразия в решении коренных вопросов государственной политики с использованием многообразных демократических форм управления на местах. «С демократическим и социалистическим централизмом, — писал Ленин, — ни шаблонизирование ни установление единообразия сверху не имеет ничего общего. Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, а местных особенностях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля…» (т. 35, с. 203).

Большое значение при социализме имеет осуществление принципа демократического централизма в управлении народным хозяйством. Принцип демократического централизма охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократический характер экономического управления при социализме, предопределённый отношениями социалистической собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев хозяйства, в результате чего процесс экономического управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологические и теоретические идеи относительно демократического централизма в управлении народным хозяйством выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. «Наша задача теперь, — указывал Ленин, — провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о демократическом централизме в хозяйственном строительстве получило в теоретической и практической деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистических стран, в работах экономистов-марксистов об экономическом управлении социалистическим хозяйством.

Общественная социалистическая собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего народного хозяйства важнейшие функции экономического управления. В то же время демократический централизм предполагает хозяйственную самостоятельность отдельных объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономических задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехозяйственного руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистического общества в целом. Это единство выражается в наличии общественного экономического интереса, в неантагонистическом характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего хозяйства. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хозяйственных целей. Отсюда необходимость разнообразить хозяйственные решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехозяйственных установок в рамках единого народно-хозяйственного плана.

Социализму присуще демократическое осуществление централизации при решении экономических задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хозяйственной жизни общества: в первую очередь формирование народно-хозяйственной структуры и народно-хозяйственных пропорций, определение направления и темпов экономического развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хозяйственного поведения для всех хозяйственных звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства хозяйством и реальное подчинение действий относительно обособленных хозяйственных звеньев интересам развития общественного производства в целом. Хозяйственная самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хозяйственного руководства.

Отход от демократического централизма, забвение приоритета общественных интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д. ц. «Мы стоим за демократический централизм, — указывал Ленин. — И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны — от анархизма» (там же, с. 151).

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хозяйственного развития. Борьба с централизмом бюрократическим — одна из главных проблем совершенствования управления социалистическим обществом. Демократический централизм «… нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни, — отмечал Ленин. — Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией» (там же, с. 151—52).

Не меньший вред социалистическому строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хозяйственной обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т. п. — всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-исторических условий развития хозяйства. Круг централизованно решаемых проблем хозяйственного руководства может изменяться — быть больше или меньше в зависимости от объективных условий хозяйства и хозяйственных задач, которые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистического общества таковы, что, как бы ни менялся «механизм» управления народным хозяйством, демократический централизм должен неизменно расширяться и углубляться. Демократический характер социалистического управления — преимущество социалистического строя, и реализуется он в интересах коммунистического строительства.

СССР и другие страны социализма накопили большой опыт хозяйственного руководства на основе демократического централизма. В ходе исторического развития социалистического строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления демцентрализма в управлении хозяйством, как централизованное планирование и управление, хозяйственная самостоятельность предприятий и объединений, сочетание территориального и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве хозяйством, хозяйственная дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении производством и т. п.

По мере развития и укрепления социализма объективные возможности для дальнейшего развития как демократии, так и централизма возрастают. Коммунистическое строительство предполагает всемерное развитие демократических основ государственного и общественного управления при укреплении и совершенствовании централизованного руководства народным хозяйством и другими сферами жизни. Укрепляя плановые начала в развитии экономики, согласованность в функционировании всех её отраслей, партия и государство ориентируются вместе с тем на расширение самостоятельности хозяйственных объединений и предприятий, прав и ответственности их руководителей.

В недооценке и отрицании демократического централизма как принципа руководства социалистическим обществом, принципа партийного и государственного строительства со стороны правых и «левых» ревизионистов отражается ненаучный подход к социализму, влияние буржуазной и мелкобуржуазной идеологии.