Джамахирия

Джамахирия - особая форма общественного устройства, господствующая в Ливии во времена правления Каддафи. Единственным источником которой является его "Зелёная книга", которая распространилась во всей Европе, Америке, Китае, Японии, Арабском мире. В СССР вышла к 20-летию ливийской революции. В 70-80 г.г в арабских странах был популярен национальный исламский социализм — третья мировая теория. Три части «Зелёной книги» были изданы в Триполи в 1976 – 1979 гг. Концепции Каддави, в настоящий момент, не имеет и не имела практических аналогов. Когда Каддафи писал одну из частей книги в палатке, среди пустыни, то ее пытались атаковать 170 американских самолётов, с целью сжечь её черновик.

Демократия (Власть народа)

Согласно Джамахирии, Главная политическая проблема человеческого общества – это проблема орудия власти. Даже семейные конфликты нередко порождены данной проблемой. Парламентская победа кандидата заканчивается победой того орудия правления, которое представляет меньшинство, что происходит в том случае, когда голоса распределяются между группой кандидатов, причем один из них получает голосов больше, чем каждый другой, отдельно взятый. Если же подытожить голоса, поданные за остальных кандидатов, то окажется, что они составляют подавляющее большинство. В парламенте сидят избранники народа и выступают от имени народа, вместо его самого. То есть, парламент — барьер для демократии. Потому, что если депутат избирается от округа, в котором могут быть сотни, тысячи, миллионы человек, которые не связаны с депутатом никакими узами. Места, занимаемые депутатами, представляют интересы своей партии или коалиции, но не народа. В парламентской гонке депутаты борются за голоса избирателей, раскалывая народ. Право наследования депутатских мест не вписывается ни в какую форму демократии. Система выборов в парламент демагогична потому, что голоса можно купить, подтасовать. Поэтому выборы в парламент выигрывают почти всегда богатые. Необходимость в парламентах возникла, когда монархи обращались с людьми, как со скотом, поэтому иметь своих представителей во власти, было заветной мечтой. Партия — орудие диктатуры, поскольку является властью части над целым. Партия отстаивает определённые интересы, а народ — это масса людей с множеством интересов. Относительно народа партия лишь меньшинство, желающее подчинить себе беспартийное меньшинство. Чем больше партий, тем яростнее борьба за власть между ними, подрывающая общественную жизнь. Победившая на выборах партия узурпирует власть. Разница между партией и кланом заключается в наличие кровного родства среди членом последнего. Джамахирия полностью отрицает классовую борьбу. Ставя понятие «класс» наряду с понятиями «партия» и «клан». То есть, если власть захватил рабочий класс, то со временем он приобретёт черты подавленного им класса буржуазии. «Класс, который отчуждает собственность другого класса и овладевает ею, чтобы удержать власть в своих руках, обнаруживает, что эта собственность оказывает на него такое же воздействие, какое она ранее оказывала на общество в целом.» Референдум признаётся пустой тратой времени и фальсификацией демократии, ибо на референдуме можно сказать только «да» или «нет», а человек должен иметь возможность промотивировать своё мнение. Референдумы были придуманы для того, чтоб завуалировать неудачные проблемы решения власти. Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Прямая демократия стала утопией из-за большого количества людей. Неоднородность режимов, именующих себя демократическими, лишь указывает на их недемократичность, по причине указанной выше. Организуются народные конгрессы, избирающие народные комитеты, которые заменяют администрацию и берут на себя управление страной. Сами народные конгрессы контролируют их работу. Поскольку члены конгрессов пренадлежат к разным профессиям, то они создают народные профессиональные конгрессы. Вопросы, поставленные народными конгрессами и комитетами, формулируются на Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов. Законы формируются в Джамахирии на основе обычаев и религии. Законы в современных обществах же противоестественны человеческой природе и формируются на интересах господствующих верхушек. Закон не нуждается в выработке, а должен существовать под эгидой человеческой сути и быть переходящим наследием. Религия признаётся самым «гуманным и справедливым» источником права. По мнению Каддафи, обществу не нужно никакое вмешательство государства в собственные дела. Это должен осуществлять сам народ на конгрессах. Человек должен иметь право на свободовыражение, даже будучи умалишённым. Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Поэтому пресса не может пренадлежать конкретному лицу. Но поскольку всё наоборот, то газета не является выразителем общественного мнения. Поэтому демократическая печать должна издаватся народным комитетом, ив частности по профессиональному признаку. Чтоб решить проблему печати, надо решить проблему демократии в целом. Третья Всемирная теория гласит, что демократическая система состоит из народных конгрессов, народных конгрессов и народных комитетов.

Решение экономической проблемы (Социализм)

Вопрос о заработной плате, с точки зрения Джамахирии, неверен, ибо трудящиеся обменивают плоды своего труда на подачки, а должен быть принцип: «кто производит, тот и потребляет». Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, – это те же рабы. В механизме ручного труда присутствует три элемента: рабочий, предприниматель, средство производства. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Стремление к удовлетворению потребностей может вести к порабощению человека человеком, эксплуатация также порождается потребностями. Удовлетворение потребностей – реально существующая проблема, и, если не сам человек управляет своими потребностями, возникает борьба. Если человек имеет жилище большее, чем ему нужно для удовлетворения потребностей, то он будет сдавать его в аренду, ущемляя свободу квартиранта. Так, владелец одежды вправе снять её с человека на улице и оставить его голым, владелец средства передвижения, которым тот пользуется, может высадить его на перекрестке, а владелец дома, где он живет, может оставить его без крова. Ибо человек живущий в своём доме не является свободным. Земля признаётся общенародной, на которой человек сам удовлетворяет потребности. Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, является уже посягательством на потребности другого человека. Например, работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве отдает ему одно яблоко, что полностью удовлетворяет его потребности. Излишки должны принадлежать всем членам общества. Нетрудоспособные и неполноценные от рождения люди должны получать ту же долю общественного богатства, что и здоровые. Итак, новое социалистическое общество не что иное, как закономерный итог, вытекающий из диалектики существующих в мире несправедливых отношений, естественно порождающих именно такое решение проблемы. Несерьёзно пытаться управлять удовлетворением первейших потребностей человека с помощью юридических, административных и прочих мер, поскольку удовлетворение их является незыблемой основой общества, определяемой его естественными законами. Прибыль и деньги могут исчезнуть при удовлетворении естественных потребностей человека. В конечном счете, к исчезновению прибыли ведёт труд во имя увеличения прибыли. Домашняя прислуга вредна социализму потому, что она занята обслуживанием другого человека, а не производством благ. В тех случаях, когда участие работников все же необходимо, домашняя работа должна выполняться не прислугой, работающей за плату или бесплатно, а работниками, пользующимися правом продвижения по службе и имеющими те же социальные и материальные гарантии, что и остальные работники сферы общественных услуг.

Общественный аспект Третьей Всемирной Теории

Общественный, фактор является двигателем истории человечества. Основой исторического развития является общественная связь, которая объединяет людей в общности, начиная с семьи и кончая племенем и нацией. Что же касается борьбы за власть происходит внутри общности на разных уровнях, вплоть до семьи. Религиозный фактор объединяет представителей разных наций. Государство – это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием человечества и не имеющее к нему никакого отношения. Равно как и культивирование растений не имеет отношения к исконной природной среде. Семья - общность людей, где человек чувствует себя комфортнее, чем в племени или нации. И поскольку в рамках племени человек является более свободным, то оно становится для него, своего рода, школой жизни. Нация обеспечивает человеку политическую защиту. Национальный фанатизм, применение национальной силы против слабых наций, а также прогресс одной нации в результате захвата достояния другой несут зло и вред всему человечеству. Однако сильная личность необходима для племени и семьи. Со временем политическая карта мира менялась. Государства распадались. Так произошло с известными мировыми империями, ибо все они представляли собой совокупность наций, каждая из которых в силу своих националистических устремлений стала добиваться независимости. Государства могут объединятся на основе общей религии, но и это не помогает, если национальный дух оказывается сильнее религиозного. Джамария выступает против посягательств на семейный ценности и сравнивает ясли с птицефермами. Если женщина больна, то часть её обязанностей должен возложить на себя мужчина. При уважительной причине женщина может не соблюдать пост. Любые попытки превратить женщину в мужчину - регресс для общества. Существует два типа меньшинств – меньшинство, слившееся с нацией и ставшее её социальной частью, и меньшинство, не имеющее своей нации. Последнее представляет собой самостоятельный общественный организм и является исторически сложившейся общностью. Посягательства на эти права со стороны любого большинства есть произвол. Общественная самобытность – свойство, присущее данному меньшинству, она не может быть ни дарована, ни отторгнута. Политические и экономические проблемы такого меньшинства могут быть решены только в условиях общества, которым правят массы, где власть, богатство и оружие принадлежат массам. Многочисленность чёрной расы Изучение наук в учебных аудиториях, обязательное обучение, принуждение к выбору профессии, по мнению джамахирии — диктат и насаждение невежества. Человек должен сам выбрать профессию по своей природе. Джамахирия предлагает отказаться от изучения инородных культур и монополизации знаний. Спорт Джамахирия сравнивает с молитвой: одиночный - с молитвой в комнате, а спорт на стадионе - с молитвой в храме. Поэтому стадионы нужно упразднить, ибо негоже смотреть на то, как молятся другие. Это всё равно, что ходить в ресторан, посмотреть как едят другие. Любые попытки монополизировать спорт должны быть пресечены. Пропагандировать спорт бесполезно, так как это притупляет сознание. Когда богатства и оружие принадлежат массам, спорт как один из видов социальной активности также принадлежит массам. Неправильно также превращать спорт в достояние одиночек, так как массовый спорт проще оплатить обществу. Тысячи аплодирующих и смеющихся зрителей, заполняющих трибуны стадионов, – это тысячи введенных в заблуждение людей, которые, не имея возможности заниматься спортом лично, праздно сидят на трибунах и аплодируют чемпионам, которые перехватили у них инициативу. Точно также, люди ходящие в театр, сторонниками Джамахирии считаются бездельниками. Например, человек, смотрящий на скачки лошадей, не хочет сам учится кататься верхом. Спортивные единоборства джамахирия приравнивает к пережиткам варварства.