Дицген, Евгений

Евгений Дицген (нем. Eugen Dietzgen, англ. Eugene Dietzgen; 6 мая 1862, г. Уккерат, Германия — 1 декабря 1929, г. Чикаго, США[1]) — сын немецкого философа-марксиста Иосифа Дицгена, издатель его сочинений, капиталист. По выражению Ленина, «неудачный философский сынок».

Биографические сведения

Евгений — старший сын Иосифа Дицгена. Со слов Веры Дицген (в замужестве Фельдман) — дочери Евгения Дицгена, последний в юном возрасте находился в России, когда его отец занимал должность мастера на казённом кожевенном заводе в Петербурге (1864 — 1869)[2].

В молодости у Евгения был обнаружен туберкулёз.[2] В 1877 скончалась мать.[3]:59 Чтобы избежать призыва на военную службу в кайзеровской Германии, отец принял решение отправить сына после окончания гимназии за границу.[2] В 1878[4] (по другим данным — в 1880[5] и даже 1881[6]) Евгений переехал в США. Сперва обосновался в Нью-Йорке, став сотрудником немецкой компании, занимающейся чертёжными работами.[7] С 1880 по 1884 активно поддерживал переписку с отцом (данные письма сохранились)[2]. В 1884 отец, опасаясь преследования немецких властей, также был вынужден вместе с семьёй переехать в США[2][3]:60. К этому времени Евгений Дицген переселяется в Чикаго, где в 1885 открывает на правах совладельца дилерскую фирму по продаже инженерного оборудования — «Luhring & Dietzgen»[4][5][8]. В 1888 у него на глазах скончался отец. В 1891 фирма Евгения Дицгена была преобразована в компанию «Eugene Deitzgen & Company», а с 1893 началось собственное промышленное производство под маркой «Eugene Dietzgen Company» (без «&»; представлена на рынке по настоящее время)[4][5].

Находясь под влиянием социалистических идей своего отца, стремился обеспечить своим рабочим удобства, которых не было на многих предприятиях того времени: раздельные ванные комнаты для мужчин и женщин (по другим данным — уборные[2]), открытые подоконники с цветами, украшающими вид, и т. д.[7]

Был женат дважды. Так как первая жена не могла родить ему наследников, то подал на развод и вернулся в Европу, чтобы встретиться с родственниками.[2] В 1912 в Цюрихе (Швейцария) познакомился с будущей супругой Магдаленой Янссен (младше его на 26 лет)[2], от которой впоследствии родилось шесть детей (три мальчика и три девочки).[7] Из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны семья Евгения Дицгена была вынуждена остаться в Швейцарии (путь в США через Атлантику был небезопасным). Ввиду отсутствия в США Евгения Дицгена, имеющего двойное германо-американское гражданство, его компания никаких военных контрактов во время войны не получала (Германия в Первую мировую — противник Антанты). Чтобы спасти семейный бизнес, после смерти Евгения Дицгена (1929) в США переехали все его сыновья: Иосиф, Евгений и Вальтер.[2]

Для понимания жизненного пути Евгения Дигцена, также как и его философских взглядов необходимо учитывать три обстоятельства.

Во-первых, мать Евгения Дицгена была глубоко религиозной женщиной, «молившей бога направить её мужа, безбожника и коммуниста, в лоно церкви»[3]:22, что не могло не отразиться на воспитании детей.

Во-вторых, будучи рабочим, отец не старался выйти из трудового положения своего класса: он презирал обогащение, считая его следствием грабежа и обмана.[3]:22 Такое же уважительное отношение к труду рабочего он пытался привить и детям, хотя в полной мере он этого сделать не мог, о чём упомянул, например, в своём письме к Ф. А. Зорге:

…Моим детям я должен привить сознание о существовании не только идеальной истины, но и реального благоразумия: мы пролетарии и должны оставаться ими; мы не должны, под угрозой неудачи, стремиться выйти из своего состояния, и не должны убаюкивать себя тем, что когда-то принадлежали к господствующему классу. Этого сознания я моим детям, к сожалению, привить не могу, а тратить много слов на то, что я себе ясно представляю, не в моём характере.[9]

В-третьих, материальное положение Иосифа Дицгена нередко было крайне тяжёлым, что приводило к конфликтам в семье: жена и дети были недовольны его образом жизни, а сестры и братья называли его «неисправимым идеалистом»[3]:22, 59. И даже когда А. Бебель в 1883 предложил организовать усилиями рабочих помощь для него, он отказался.

Философские взгляды

Атеизм отца — и вера матери, труд рабочего — и возможность открыть собственный бизнес, бедность — и экономическое благополучие — все эти противоречия по-своему разрешались Евгением Дицгеном не только в жизни, но и в философии. Можно выделить два этапа его философской эволюции.

На первом этапе, издавая сочинения своего отца, он отстаивает идею о том, что диалектика Иосифа Дицгена «дополняет» теорию Маркса. Например, в 1906 в предисловии к русскому изданию работ отца он пишет:

…Мы можем в XIX столетии различать четыре главные фазы диалектики: гегелевскую или чисто мыслительную, дарвинистскую или биологическую, марксистскую или историко-экономическую и дицгеновскую или универсальную натуромонистическую.[10]

На втором же этапе Евгений Дицген приходит к отрицанию материализма и коммунизма. Свою собственную точку зрения он называет «натурмонизмом», заявляя, что «натурмонистическое учение примиряет антитезу физики и т. н. метафизики, материализма и идеализма». Евгений Дицген утверждает:

Ни марксово материальное не является творцом идеального, ни гегелевский дух не есть демиург материи, но природа есть создательница обоих…; она даёт себя знать, как единственная доступная контролю действительность, как в конечном счёте нераздельная связь материального и идеального, как абсолютный монизм.[11]

Диалектику он превращает в безобидное эволюционное учение, утверждая, что «в действительности все противоположности находят себе абсолютное примирение».

Со всей неприглядностью раскрывается подлинная физиономия социал-фашиста Евгения Дицгена в книжке «Долой классовую войну» (Fort mit dem Klassenkrieg, Zürich, 1929). По собственным словам Евгения Дицгена, книжка эта написана с целью «дать отпор заносчивому коммунизму». Маркс и Энгельс объявляются «утопистами», основные положения марксизма — «иллюзиями». Вместо научного социализма и коммунизма автор провозглашает «социализм демократизированного капитализма». Капиталистов автор называет «необходимыми вождями хозяйственного процесса». Книжка полна грязных клеветнических выпадов против СССР.

Литература

Сочинения

Кроме ряда предисловий к сочинениям своего отца и ряда журнальных статей Евгений Дицген написал следующие книги:

  • Dietzgen E. Materialismus oder Idealismus? Ein Lösungsversuch gemäß Josef Dietzgens Erkenntnislehre. — Stuttgart, 1921. («Материализм или идеализм? Подход к решению проблемы в соответствии с теорией познания Иосифа Дицгена»)
  • Dietzgen E. Evolutionärer Materialismus und Marxismus. Eine naturwissenschaftliche Erkenntnislehre und Weltanschauung. — Zürich, 1929. («Эволюционный материализм и марксизм. Естественнонаучная теория познания и мировоззрение»)
  • Dietzgen E. Fort mit dem Klassenkrieg! Marxismus und Kapitalismus in Lichte des Entwicklungshistorischen Materialismus. — Zürich, 1929. («Долой классовую войну! Марксизм и капитализм в свете истории материализма»)

О Евгении Дицгене

  • Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Соч., т. XIII, 3 изд., М.−Л., 1928.

Примечания

  1. См.: Smart C. E. The Makers Of Surveying Instruments In America Since 1700 = Производители геодезических инструментов в Америке с 1700 года. — New York: Regal Art Press, 1962. Следует заметить, что в 1-м издании Большой советской энциклопедии ( Т. 22. — М., 1935, с. 677 — 678) указан иной год смерти Евгения Дицгена — 1930, что, по-видимому, является ошибкой. На сайте Национального музея американской истории (США) указан тот же год, что и в книге Чарльза Смарта, — 1929.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Vera Dietzgen Feldmann on Josef Dietzgen (1828-1888) and the Dietzgen Family
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961.
  4. 4,0 4,1 4,2 http://amhistory.si.edu/surveying/maker.cfm?makerid=9
  5. 5,0 5,1 5,2 Smart C. E. The Makers Of Surveying Instruments In America Since 1700. — New York: Regal Art Press, 1962.
  6. https://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Dietzgen
  7. 7,0 7,1 7,2 https://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Dietzgen
  8. http://www.nashua.com/dietzgen/aboutus/history.html
  9. Письмо Иосифа Дицгена к Зорге. Зигбург, 6 сентября 1881 г. // Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др. / Пер. с нем. — СПб., 1907. С. 202.
  10. Дицгенъ Е. Нѣсколько словъ к русскому переводу «Аквизита философiи» Iосифа Дицгена // Дицгенъ I. Завоеванiя (аквизитъ) философiи и Письма о логикѣ. Спецiально демократически-пролетарская логика / Пер. съ нѣм. П. Дауге и А. Орлова. — СПб., 1906. С. VI.
  11. Цит. по: В. Брушлинский. Евгений Дицген // Большая советская энциклопедия. — 1-е изд. — Т. 22. — М., 1935, с. 677 — 678.