Ересь

Е́ресь, от др.-греч. αἵρεσις (выбор, направление, мнение), в богословии — сознательное отклонение от догматов веры, развивающее альтернативный подход к учению. Современные западные теологи определяют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению»[1].

Распространение ереси, принятие её существенным числом сторонников может сопровождается качественным изменением — выделением новой общины из состава церкви. Вместе с тем, богословие строго различает ересь и схизму (раскол).

В Римо-католической церкви борьба с ересью возлагалась на инквизицию.

В светской политологической лексике в известной степени схожее явление, при котором распространяются призывы к пересмотру прежных учений и доктрин, и такой пересмотр осуществляется на деле, называется ревизионизмом.

Этимология

Исходный смысл термина в древнегреческом языке — «выбор, направление, течение» — прослеживается в иудео-эллинистической культуре времён зарождения и развития христианства. Тогда этим термином обозначали, без негативной коннотации, различные философские или религиозные школы[2]. Этим же словом называли и иудейские религиозно-политические партии[3].

При переводе термина с древнегреческого методологического единства обеспечено не было. С одной стороны, в Первом Послании Павла к Коринфянам русский синодальный перевод фрагмента «δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν» сохраняет нейтрально-описательный подтекст: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). С другой стороны, в книге Деяний в тексте «πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» используется осудительная словоформа «ересь»: «и представителем Назорейской ереси» (Деян., 24:5).

Акцент негативного смысла понятия αἱρέσεις в переводах новозаветных посланиях, где для него используется слово «ересь», иногда объясняют тем, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин., 14:6), то любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2 Пет., 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал., 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης) — глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός) — приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

Ереси в христианстве

В христианстве традиционно рассматриваются как еретические следующие учения:

Гностические ереси

Тринитарные ереси

Экклесиологические ереси

Христологические ереси

Прочие ереси

Ереси в русском православии

Русская православная церковь рассматривает как еретические следующие религиозные движения:

Ереси в иудаизме

Ереси в исламе

Словоформа для определения ереси в контексте ислама — «бида». Ислам строго осуждает любое нововведение в религии, квалифицируя его как биду («ересь»). Сторонников ересей называют терминами «мубтади» или «зиндик» (≈еретик). Крайняя степень, приближающаяся к состоянию выпадения из системы ценностей ислама, обозначается словами «кафир» (немусульманин) или «мунафик» (тайный немусульманин).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты и шииты. В настоящее время правительства мусульманских государств признали оба течения мусульманскими, хотя и не одинаково истинными. Организации шиитов, продолжающих считать суннитов как минимум еретиками (и наоборот — у суннитов), тем не менее, сохраняются, хотя и рассматриваются как экстремистские. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом) в Иране, где официальная религия — ислам шиитского толка. Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, Бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

Примечания

  1. Теологический энциклопедический словарь. Ред. Уолтер Элвелл. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. С. 440.
  2. BDAG: A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. By Walter Bauer. 3d ed. (2000), edited and revised by Frederick William Danker
  3. — например, фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5; в переводе «Библии короля Якова» (KJV Ac.5:17) они названы сектами

Литература