Идея

Идея (греч. idéa) — форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Понятие идеи было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл идею, неделимыми умопостигаемыми формами, атомы; для Платона идея - это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века идея понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи согласно своим идеям, идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи - разрабатывается учение об идеи, как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении идеи, их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал идею с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об идеи занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл идею понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, идея - это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир; для Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития[1].

В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об идеи как специфической форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные»[2]. Однако идея не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. Ленин рассматривал идею как высшую форму теоретического освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: «Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff’а с реальностью»[3]. В идеи происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Эти два момента в идеи: отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику идеи и ее место в движении человеческого сознания. Таким образом, идея является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке идея выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания идея, отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные идеи, искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса. Идеи, верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

Примечания

  1. Гегель Г. В. Ф. Сочинения, т. 6, М., 1939, с. 214
  2. Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629
  3. Ленин В. И. Полноре собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 151