Коммунистическое воспитание
Коммунистическое воспитание — планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.
До возникновения марксизма не было целостной научной теории воспитания всесторонне развитой личности. Вместе с тем ещё древнегреческие мыслители выдвинули задачу сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Проблема всестороннего развития человека разрабатывалась и в эпоху Возрождения. Ряд ценных идей о воспитании высказали социалисты-утописты. Они подвергли резкой критике буржуазную мораль и систему воспитания; выдвинули идею общенародного воспитания, согласно которой всё общество и каждый его институт должны представлять собой школу воспитания. Большое значение в воспитании нового человека утописты придавали морали и искусству; они впервые обосновали идею безрелигиозного воспитания, отстаивали демократические принципы образования равноправного, бесплатного, всеобщего и светского; сформулировали идею о самовоспитании народа в процессе творческого труда, о соединении образования с трудом. Р.Оуэн сделал попытку практически соединить обучение с производительным трудом. Утописты отстаивали идею всестороннего развития человека. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. Однако социалисты-утописты не видели объективных закономерностей возникновения коммунистического общества, не смогли раскрыть действительных путей формирования нового человека.
Научные основы теории коммунистического воспитания были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-исторический характер, связали воспитание людей с переустройством общественных отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека — это совокупность тех общественных отношений, которые он застает при рождении и усваивает в процессе общественно-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит формирование общественной сущности человека, его сознания, нравственных и эстетических чувств, самовоспитание человека. Коммунистическое воспитание не имеет ничего общего с элитарной точкой зрения на массу как на простой объект воспитания. Только в общественно-революционной практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике буржуазную систему воспитания, раскрыли ее классовую сущность. По словам Маркса, буржуазная система нравственного воспитания сводится к вдалбливанию в сознание людей буржуазных принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях буржуазного индивидуализма, стяжательства, властолюбия. На основе закономерностей социально-исторического развития и анализа общественных потребностей Маркс и Энгельс сформулировали роль коммунистическое воспитание как всестороннее гармоническое развитие всех духовных и физических сил каждого члена общества. Маркс показал, что природа крупной промышленности уже в условиях капитализма создает потребность и предпосылки для устранения буржуазной системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистические общественные отношения препятствуют осуществлению этой потребности, воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умственного труда от физического, с расщеплением человеческой личности, превращением индивида в частичного человека. Это глубокое противоречие может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистического способа производства. Только в условиях коммунизма создаётся возможность для всестороннего, гармонического развития людей.
Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистического общества — соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс,
... каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками[1] |
Политехническое образование, соединённое с производительным трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения общественного богатства, но и как
... единственное средство для производства всесторонне развитых людей[2] |
Члены коммунистического общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем. Учение Маркса и Энгельса о коммунистическом воспитании было развито Лениным. Строительство коммунистического общества, писал Ленин, приведёт
... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...[3] |
.
Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться в тесной связи с производительным трудом, с усвоением научных знаний. Для того чтобы строить коммунистическое общество, молодёжь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, которые выработало человечество на протяжении своего исторического развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, в духе коммунистической организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива[4]
Формирование научного мировоззрения, коммунистической убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма. Составной частью коммунистического воспитания является атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религиозных предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.
Коммунистическое воспитание — творческий процесс, связанный с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного поведения, руководством к практической деятельности. Поэтому воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности, трудовое воспитание является важнейшей задачей коммунистического воспитания. В труде формируется коммунистическое мировоззрение и характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание общественного долга, раскрываются способности и таланты людей.
Строить новую дисциплину труда, — подчёркивал Ленин, — строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это — работа многих лет и десятилетий.[5]. |
Коммунистическая мораль утверждается в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием буржуазной идеологии. Не может быть победы коммунистической морали без решительной борьбы с такими ее антиподами, как тунеядство, хищение общественной собственности, безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство и т. п.
Воспитательная работа Коммунистической партии, социалистического государства, общественности строится, прежде всего, на основе мер убеждения. Однако она не исключает и мер принуждения по отношению к нарушителям трудовой и государственной дисциплины, расхитителям социалистической собственности, то есть ко всем антиобщественным элементам.
Важнейшей составной частью коммунистического воспитания является эстетическое воспитание, цель которого — воспитание творческих способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить по законам красоты, активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого. В социалистическом обществе сложилась и развивается специальная система художественного образования и воспитания широких народных масс, приобщения их к различным формам эстетической деятельности.
Коммунистическое воспитание включает в себя и физическое воспитание, которое укрепляет здоровье, способствует росту трудовых возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития человека. Воспитательная работа предполагает также и самовоспитание. Требовательность к самому себе, к своему поведению, способность к самодисциплине, самоорганизованности, умение, как говорил Ленин, вырабатывать самому коммунистические взгляды — важнейшая сторона формирования нового человека. В обществе зрелого социализма внимание к вопросам самовоспитания возрастает. Социализм со всей остротой ставит вопрос о внутренней ответственности человека, о личной гражданской совести, об усвоении духовных и нравственных ценностей, о совершенствовании и самосовершенствовании человеческой личности.
Формирование нового человека происходит в неразрывной связи с созданием материально-технической базы коммунизма и совершенствованием социалистических общественных отношений, постепенным перерастанием их в коммунистические отношения. Оно совершается в общественно-преобразующей деятельности людей, строящих коммунистическое общество, в результате усвоения ими новых норм и правил жизни в семье, школе, на производстве и т. д.
Суть
Грубо говоря, коммунистическое воспитание - самый страшный план Ленина и всех большевиков в целом. Наверняка читатель обратил внимание на то, что мультфильмы, произведённые в СССР традиционно считаются более нравственными, более поучительными. Или, например, удивительно часто в конкурсах школьных команд звучал девиз из произведения "Три мушкетёра", что "один за всех и все за одного". Коммунистическое воспитание породило множество медиа-вирусов, "крылатых словечек", которые в ходу до сих пор. Ленин, как гений своего дела, прекрасно понимал, что будущее за молодёжью. И не исключено, что он не исключал такой вариант, как развал СССР и последующий удар тогда должна была бы нанести именно поколение через десятки лет после самого крушения, если не раньше. Подобную тактику использует система "Периметр", которая способна контр-атаковать противника даже если на территории стран бывшего Советского Союза никого уже в живых не будет[источник?].
Литература
- Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957;
- Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968;
- Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957;
- Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957;
- Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958;
- Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1964;
- Ковалев С. М. Формирование нового человека, М., 1971.