Марксизм-ленинизм


Noimage.gif
Достоверность этой статьи поставлена под сомнение.
Необходимо проверить точность фактов, изложенных в статье.

48px-Emblem-important.png
Проверить факты
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обcуждения могут быть пояснения

Маркси́зм-ленини́зм — учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.

Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества[1].


Отличительные черты

  • Учение о решающей роли революционной партиисознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис»[2][3].
  • Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями[4].
  • Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
  • Трактовка современного развития капитализма как империализма.

Соотношение с другими учениями и доктринами

Сталинизм

Маоизм

После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР, сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в противовес обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС. Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (как то: критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма.

Марксизм-ленинизм и «официальная идеология» СССР

Ни в Конституции 1977 года, ни в Конституции 1936 года нет ни упоминания о марксизме-ленинизме, ни самого понятия «официальная идеология». В указанных Основных законах страны речь шла только о коммунистической партии, роль которой определялась с 1936 года:

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

— Конституция СССР 1936 года

и с 1977 года, как

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

— Конституция СССР 1977 года

Соответственно, марксизм-ленинизм как идейная основа деятельности КПСС входил в общественную жизнь страны лишь опосредовано и ограниченно.

Полные собрания сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина, и до 1956 года Сталина) имелись во всех библиотеках СССР. Интерпретация этих трудов находилась в ведении профессиональных историков, работавших не только в Институте марксизма-ленинизма, но и исторических, философских и политико-экономических кафедрах высших учебных заведений страны. Выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию и развитию положений марксизма-ленинизма. Утверждение, что якобы все споры велись лишь вокруг незначительных вопросов, не соответствует действительности: по наиболее значимым предметам организовывались всесоюзные дискуссии.

Утверждение, что якобы «марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со средней школы», некорректно и тенденциозно уже в самой формулировке. Прежде всего, предмета под названием «марксизм-ленинизм» не существовало ни в школах, ни в вузах и техникумах. В старших классах средней школы преподавалось обществоведение; в вузах и техникумах — научный коммунизм, и наряду с ним (в вузах) отдельные общественные дисциплины: философия и политическая экономия. Последние при этом не ограничивались изучением только марксистских-ленинских взглядов.


См. также

Примечания

  1. Ср.: Митин М. Б. Марксизм-ленинизм.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. — М.:Сов.энциклопедия, 1974. т.15
  2. Сталин. Отчётный доклад XVII съезду партии, 1934: «Победа революции никогда не приходит сама. Её надо подготовить и завоевать. А подготовить и завоевать её может только сильная пролетарская революционная партия
  3. Сталин. О диалектическом и историческом материализме, 1938: «Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей»
  4. Сталин. Об основах ленинизма, 1924:"Фронт капитала прорвется там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причем может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении"

Ссылки

Литература