Нация
Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Устойчивость её основывается на прочной общности людей в таких жизненно важных областях, как язык, территория, экономика, культурно-бытовая особенность.[1]
Буржуазные нации
Буржуазная национальная общность, которая может казаться устойчивой, лишена внутреннего единства. Образующие её разные социальные группы, в числе которых и антагонистические классы, находятся в постоянном противоречии между собой, в состоянии экономической, политической и идейной борьбы. Эти коллизии сопутствуют буржуазным нациям на всех этапах их существования. Фридрих Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии», подвергнув глубокому анализу положение антагонистических классов в Англии 19 в., их образ мыслей и образ жизни, заключил, что буржуазия и рабочий класс —
это два совершенно различных народа, которые так же отличаются друг от друга, как если бы они принадлежали к различным расам…
С обострением антагонизма между трудом и капиталом классовое размежевание внутри буржуазной нации становится более наглядным. Признание решающего значения этого факта является одним из исходных моментов марксистско-ленинской теории нации.[1]
В свою очередь В. И. Ленин утверждал, что нельзя строить понятие «нация», отвлекаясь от «противоречий между теми классами, которые эту «нацию» образуют». Развивая теорию нации, Ленин сформулировал классическое положение о «двух нациях в каждой современной нации» и о «двух культурах в каждой национальной культуре».
- Две нации в каждой буржуазной нации — это, с одной стороны, господствующие эксплуататорские верхи, а с другой — трудящиеся и эксплуатируемые низы, составляющие большинство нации. Общность, в которой меньшинство эксплуатирует большинство, обрекая их на нищету и бесправие, не может быть свободна от внутреннего антагонизма, не может иметь мира в своей жизни.
- Две культуры в каждой национальной культуре — это, с одной стороны, господствующая культура с её эксплуататорской и националистической идеологией, а с другой — элементы демократической и социалистической культуры пролетариата и трудящихся.[1]
Социалистические нации
С падением капитализма буржуазные нации сходят на нет, уступая место новым, социалистическим нациям. Основу экономической общности социалистической нации составляет общественная собственность на средства производства и развитие производства во имя человека, максимального удовлетворения его потребностей.
Социалистическая национальная культура не знает двух культур, она едина и одинаково доступна всем: она служит духовному росту всей нации, её достижения являются общенациональным делом и общенациональным достоянием. Поэтому социалистическая национальная культура служит фактором прочности национальной общности.[1]