Вооружённая пропаганда

Вооружённая пропаганда — одна из форм пропагандистской деятельности, практикуемая целым рядом революционных организаций второй пол. XX — нач. XXI вв. Характеризуется нелегальным (в рамках буржуазного законодательства) применением оружия с целью предания широкой огласке неудобных для власти политических фактов и, как следствие, привлечения на свою сторону новых сторонников. По этой причине следует отличать вооруженную пропаганду от чистого терроризма как политики устрашения, цель которого — принуждение властей принять нужное для организаторов террора решение.

Происхождение термина

Приведение к присяге бойцов первого подразделения вооруженной пропаганды. Вьетнам. 22.12.1944

Термин «вооружённая пропаганда» возник в середине XX века во Вьетнаме в составе более крупного выражения — «бригады вооружённой пропаганды» (вьет. đội tuyên truyền vũ trang). Идея создания подобных подразделений для воспитания кадрового состава и мобилизации вьетнамского населения на борьбу против французского колониализма и японских оккупантов родилась у Хо Ши Мина во время участия в Первой партийной военно-революционной конференции в сентябре 1944 года (по некоторым данным, сделав соответствующую запись на пачке сигарет). Задача формирования бригад вооружённой пропаганды («в кратчайшие сроки») была возложена на Во Нгуен Зяпа. 22 декабря того же года было объявлено об образовании «подразделения вооружённой пропаганды за национальное освобождение»: к присяге были приведены 34 бойца (31 мужчина и 3 женщины), на руках которых имелось следующее вооружение: 1 пулемёт, 17 винтовок, 2 револьвера и 14 кремневых ружей. Это подразделение стало основой для формирования в 1945 году Народной армии Вьетнама.

Термин «пропаганда» в названии подобных подразделений («бригада вооруженной пропаганды») следует понимать в исходном марксистско-ленинском значении (то есть как верное информирование людей о состоянии дел), а не в ставшем уже привычном в западных странах смысле (как манипуляция сознанием людей). Бригады вооружённой пропаганды были вооружены, но лишь для самообороны и — временами — для того, чтобы всем своим строгим видом произвести соответствующее впечатление. Бойцы бригады вооружённой пропаганды никогда не применяли оружия для того, чтобы запугать крестьян, — подобная тактика с самого начала была бы обречена на провал. Цель хождения по вьетнамским деревням была одна — пробудить революционной сознание крестьян, не угрозами и насилием, а исключительно беседой и убеждением. Изменить сознание крестьян, конечно, сразу было невозможно, поэтому помимо задачи мобилизации населения на борьбу с колонизаторами и оккупантами было необходимо наладить сеть партийных ячеек во всех поселениях вьетнамцев. Как следствие, наиболее повседневной деятельностью бойцов была организационная. Разрушить лёд недоверия — непростая задача, и, по-видимому, справиться с ней были способны лишь одарённые партийные кадры.


Теория

Практика

Фракция Красной Армии

«Мы не будем разглагольствовать о вооружённой пропаганде, мы будем её осуществлять».

Вооружённая пропаганда и психологические операции США

Влияние и перспективы