Коммунистическая Энциклопедия

Восьмая пятилетка

Восьмая пятилетка — пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1966 года до 31 декабря 1970 года включительно. Пятилетка открывает «брежневскую эпоху» — период, в который плановая экономика СССР добилась наивысших достижений, а отставание от Запада сократилось до минимума. К этому периоду относятся и т.н. «косыгинская реформа», в названии которой заслуженно увековечено имя председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина, который на протяжении полутора десятилетий разделял с Л.И.Брежневым бремя руководства страной Советов.

Начиная с этого периода присвоение пятилетке порядкового номера игнорирует отсутствие объекта счёта под названием «седьмая пятилетка». В 1958 году, не завершив шестую пятилетку, Хрущёв волюнтаристски навязал так называемую семилетку (1959–1965), которая и замещает в счёте периодов 7-ю пятилетку.

Главная задача пятилетки

Формула главной экономической задачи 8-й пятилетки — «на основе использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства, повышения его эффективности обеспечить значительный рост промышленности, высокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства и существенный подъём уровня жизни народа».

Иными словами, причинно-следственная связь между повышением уровня жизни народа и задачей ускорения темпов экономического развития страны была зафиксирована в документах этого периода, что не позволяет признать приоритет Горбачёва в выдвижении лозунга «ускорения», который наряду с «перестройкой» и «гласностью» играл ключевую роль в системе мотивационных тезисов эпохи развала СССР и социалистической экономики.

Целеполагающими документами для составления плана 8-й пятилетки были Директивы XXIII съезда КПСС (1966), а также решения октябрьского (1964), мартовского и сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС. На этой основе была выработана долгосрочная программа дальнейшего подъёма экономики страны. Важнейшее звено этой программы — переход к отраслевому принципу управления народным хозяйством, широкое экономическое стимулирование роста и совершенствования производства.

План разрабатывался и реализовывался в условиях развёртывания экономической реформы. Реформа 1965 года представляла собой комплекс мероприятий по совершенствованию планирования, управления и хозяйствования. Задача обеспечения индустриального развития всего общественного производства предусматривала его оптимальную концентрацию и экономически целесообразную специализацию, внедрение высокопроизводительных машин и прогрессивной технологии, научную организацию производства и труда во все отрасли народного хозяйства.

Отдельной строкой пятилетнего плана была выделена задача осуществить в основном переход ко всеобщему среднему образованию.

Итоги пятилетки

Основные задания пятилетки были выполнены, а по ряду важных показателей перевыполнены: национальный доход вырос на 41,5% вместо 38—41% по плану, реальные доходы на душу населения — на 33% против 30%, производство продукции промышленности — на 50,5% вместо 47—50% и т.д. Ускорились темпы роста продукции сельского хозяйства. Среднегодовое производство этой отрасли возросло на 21% против 12% в предыдущей пятилетке. За годы 8-й пятилетки значительно возрос экономический потенциал страны. Производственные основные фонды в народном хозяйстве увеличились на 48%. Коэффициент обновления этих фондов составил 44, а в сельском хозяйстве — 54%. По сравнению с 1961–65 объём средств, направленных на капитальное строительство, увеличился на 43%, ускорились темпы роста производительности общественного труда на 37% против 29% в предыдущем пятилетии.

Построено 1900 крупных промышленных предприятий и объектов. В их числе — Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод, доменные печи объёмом 2700—3000 м², Донецкая камвольно-прядильная фабрика, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтёрске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце и другие. Закончено формирование единой энергетической системы Европейской части СССР. Создана объединённая энергосистема Центральной Сибири.

Повышение роли интенсивных факторов в росте национального дохода нашло отражение в ускорении темпов роста производительности труда, снижении материалоёмкости продукции, улучшении использования производственных основных фондов во многих отраслях. Это позволило осуществить разносторонние мероприятия по повышению уровня жизни народа. Дальнейшее совершенствование территориальных пропорций способствовало развитию хозяйства союзных республик и экономических районов страны, ускорению темпов роста промышленности восточных и северных районов. Наряду с ускорением темпов развития экономики достигнуто улучшение основных экономических показателей и пропорций. Важнейшее направление этих изменений — увеличение доли ресурсов для народного потребления.

Восьмая пятилетка показала рекордные темпы роста в промышленности, жилищном строительстве и социальной сфере. Таким образом уже на старте «брежневского периода», вопреки позднейшим утверждениям апологетов Хрущёва, новый экономический курс показал лучшие результаты, чем волюнтаристские метания хрущёвского десятилетия.

Читайте также:

Семилетка 1959–1965 Экономическая реформа 1965 года Съезд КПСС