Государство и революция

Государство и революция - произведение В.И.Ленина об учении марксизма о государстве и задачах пролетариата в революции.

Содержание

Предисловие к первому изданию

В настоящее время вопрос о государстве приобретает своё значение. Империалистическая война ускорила данный вопрос. Угнетение трудящихся масс становится всё чудовищнее. «Передовые» страны превращаются в тюрьмы для них. Нарастает международная пролетарская революция. Нарастают оппортунистические течения в левых партиях. И борьба с буржуазией невозможна без борьбы с этими течениями. При изучении теорий Маркса и Энгельса необходимо уделить особое внимание на места искажённые ревизионистами. Наглядный тому пример – искажения Карла Каутского. И революция 1905 года и 1917 года – лишь начала цепи революции целью которых, является избавление от власти капитала.

Классовое общество и государство

Государство – продукт непримиримости классовых противоречий

При жизни революционеров, угнетённые массы встречали их учения с дикой злобой, вследствие своей рабской психологии. А после их смерти эксплуататорские классы пытались сделать из усопших революционеров иконы для утешения угнетённых классов и подавления их сопротивления. К таким методам приходили и оппортунисты внутри рабочего движения. При таких условиях стоит задача – восстановление искажённого марксизма. Затем Ленин изъяснил роль государства, приводя цитату Энгельса. По его мнению, государство возникает вследствие неразрешимых классовых противоречий. Тем не менее, государство не может эти противоречия разрешить, даже напротив. Буржуазные идеологи признают, что государство под предлогом разрешения этих противоречий только подавляют классовую борьбу. Государство не могло бы возникнуть при возможности примирения классов. Государство – орган угнетения одним классом других. Создавая «порядок», оно лишь усмиряет классовую борьбу.

Особые отряды вооружённых людей, тюрьмы и прочее

Государство, по сравнению с другими социальными институтами отличается, отделением подданных государства и территориальном делении, а также государственная власть является аппаратом принуждения. По мнению Энгельса, государственная сила заключается в вооружённых отрядах людей имеющих в своём распоряжении тюрьмы и прочее. Постоянное войско и полиция – основное орудие государственной власти. С утратой этих ресурсов государство пытается их возобновить.

Государство – орудие эксплуатации угнетённого класса

Со временем, одних вооружённых людей и тюрем становится мало для удержания власти. Создаются специальные законы, гласящие о неприкосновенности чиновников с целью укрепления господствующего класса. В настоящее время господство банков и империализма развили власть капитала. Всевластие богатства не зависит от оболочки капитализма. И ни какая смена лиц, партий в буржуазной республике не приведёт к колебанию буржуазной власти. Но оппортунисты все ещё ждут большего от избирательного права. Таким образом, с исчезновением классов исчезнет и государство.

«Отмирание» государства и насильственная революция

Пролетариат, беря власть в свои руки, превращает средства производства в государственную собственность. Тем самым уничтожает все классовые различия. Когда государство становится представителем всего общества, оно делает себя излишним. Буржуазное государство не отмирает, а уничтожается пролетариатом и революцией. А «отмирает» уже пролетарское государство, ввиду своей ненужности. Подавление пролетариата буржуазией должно сменится подавлением буржуазии пролетариатом. Именно в этом заключается уничтожение буржуазного государства. А с отмиранием государства исчезнет и демократия. Буржуазная власть сменится диктатурой пролетариата. Эта смена не может произойти без насильственной революции.

Государство и революция. Опыт 1848-1851 годов

Канун революции

Первые марксистские произведения относятся к 1848 году, то бишь Манифест коммунистической партии и Нищета философии. Помимо изложения принципов марксизма, в них описывалась революционная ситуация тогдашнего времени. Маркс поставил задачу уничтожения классового неравенства, политической власти и частной собственности. А также становления пролетариата на роль господствующего класса путём революции. После этого пролетариат должен вырвать весь капитал у буржуазии и превратить его в государственную собственность. Государство должно стать господствующим классом пролетариата. Пролетариату не нужно государство, как бы не возражали этому оппортунисты, потому как государство служит для подавления какого-либо класса. Пролетариату нужно государство лишь для полного уничтожения эксплуатации и на подавление буржуазии. Соглашение между классами невозможно. Свержение буржуазии возможно только со стороны пролетариата. Марксизм воспитывает пролетариат с целью его мобилизации на путь социализма.

Итоги революции

Революция выполняет свою роль методически. Сначала она доводит до совершенства парламентскую власть, чтоб в нужный момент её свергнуть. Затем доводит до совершенства исполнительную власть, чтоб сконцентрировать против неё все силы разрушения. Тогда исполнительная власть вместе со своей бюрократической армией рухнет под весом пролетарской революции. Все буржуазные перевороты не ломали, а только совершенствовали капиталистическую систему. А партии сменявшие друг друга имели целью лишь наживу, вследствие победы на выборах. В этом и заключается вывод учения Маркса о государстве подвергнутое искажению со стороны Каутского. Пролетариат не может свергнуть буржуазию, не получив политической власти. Дальше стоит вопрос о происхождении буржуазного государства. Буржуазная система образовалась вследствие падения абсолютизма. Рабочий класс на своей шкуре почувствовал этот переход. Чиновничество и армия – злейший поразит на теле буржуазного общества. Именно «поразит» затыкающий жизненные поры. С множеством буржуазных революций шло лишь укрепление и совершенствование чиновничества. И «демократические» силы усиливают репрессии против революционного пролетариата с целью его уничтожения. С превращения империализма в государственно-монополистический капитализм происходит лишь усиление чиновничьего и военного аппарата. Концентрация революционных сил должна быть направлена на уничтожение капиталистической машины.

Постановка вопроса Марксом

Отличие марксисткой классовой теории от буржуазной заключается в том, что буржуазная теория признаёт «автономию классов», считает возможным прекращение классовой борьбы. С марксистской точки зрения, существование классов связано с разными фазами развития производства, классовая борьба ведёт к установлению диктатуры пролетариата, а диктатура пролетариата служит лишь для уничтожения буржуазии и построения бесклассового общества. Учение Маркса не заключается в одной классовой борьбе. Классовая борьба существует лишь для установления диктатуры пролетариата. А люди утверждающие, что классовая борьба – это основа всего, оппортунитсы. В оппортунизме классовая борьба не служит переходом от капитализма к коммунизму.

Государство и революция. Опыт Парижской коммуны 1871 года. Анализ Маркса

В начале Великой Французской революции, Маркс предупреждал рабочих о бесполезности браться за оружие, тем не менее, приветствовал революцию горячими аплодисментами. По его мнению, Французская революция доказала способность рабочих подняться на борьбу. Но, к сожалению, Французская революция не сломала бюракратическую машину, а лишь передала её из рук в руки. По словам Маркса, «ломание» бюрократической системы является предпосылкой народной революции. В понятие «народная революция» Маркс вкладывает замену государственной машины чем-то иным. Чем же именно?

Чем заменить разбитую государственную машину?

Заменить организацией господствующего пролетариата. По мнению Маркса, каждая буржуазная революция есть акт классовой борьбы. Первым декретом Коммуны было уничтожения постоянного войска и замена его вооружённым народом. Полиция лишилась прежних полномочий. Государственная служба оценивалась зарплатой рабочего. Исчезли все буржуазные титулы и привелегии к ним. Появилась выборность должностных лиц. Тем не менее, борьба с буржуазией была недостаточно жёсткой для полной победы. Так, например, элементарное понижение зарплаты чиновника было проявлением демократизма, основанном на оппортунизме.

Уничтожение парламентаризма

Коммуна была не парламентом, а работающей корпарацей самостоятельно издающей и исполняющей законы. Парламент по своей сути является изменником пролетариату. В ответ на эту критику парламента оппортунисты объявили противников парламентаризма «анархизмом». Маркс, критикуя анархизм, сумел дать революционную критику парламентаризма. Уничтожение парламентаризма не должно повлечь за собой уничтожение выборности, другими словами выборный орган должен отличатся от парламента, осуществляя законодательную и исполнительную власть одновременно. Потому как без представительных учреждений демократия невозможна. Помимо ликвидации парламентаризма необходимо свести на нет чиновничество. Без государства сразу обойти невозможно, как об этом мечтают анархисты. Такое мнение чуждо марксизму.

Организация единства нации

Единство нации должно стать оружием для уничтожения угнетателей.

Уничтожение паразита – государства

Коммунальное устройство вернуло общественному телу силы отнятые государством. Коммуна была правительством рабочего класса. Создание коммуны было первым шагом для уничтожения государства. Коммуна – открытая пролетарской революцией форма, служащая для освобождения труда. Коммуна – первая попытка сломать государственную машину и заменить её новой формой правления. По мнению Ленина, русские революции 1905 и 1917 годов были продолжением дела коммуны.

Продолжение. Дополнительные пояснения Энгельса

Маркс и Энгельс неоднократно анализировали опыт Парижской коммуны. Ленин также систематически останавливался на этом вопросе.

«Жилищный вопрос»

В своём сочинении о жилищном вопрос Энгельс уделяет внимание задачам революции по отношению к государству. По его мнению, жилищный вопрос должен решатся постепенным экономическим уравниванием спроса и предложения. А также путём социальной революции и уничтожением разницы между городом и деревней. С приходом пролетариата к власти эта проблема станет общеобязательной и решится сома собой. Квартиры должны быть распределены между пролетариатом. Необходимость пролетариата и его диктатуры – отмена классов и государства.

Полемика с анархистами

Политическая борьба рабочего класса признаётся революционной только в том случае, если ставит своей задачей борьбу с буржуазией. Революционная переходящая форма государства необходима пролетариату на стадии классовой борьбы. На определённой стадии рабочий класс должен пользуясь своими полномочиями уничтожить буржуазию. Переходящей формой государства называется диктатура пролетариата. По словам Энгельса, автономия и авторитет – понятия относительные и применяются по-разному, в зависимостью от общественной фазы. Автономисты должны понять, что авторитет нужно соблюдать до тех пор, пока государство не изжило себя. Тем не менее, они требуют отмены государства одним ударом, что невозможно. Представления анархистов об отмене государства путаны и нереволюционны. Умеренные социал-демократы спорят с анархистами так, что признают существование государства, а это тоже неправильно. Естественно, что революция по своей сути авторитарна, потому как пролетариат, придя к власти вынужден доказывать свою правоту насильственно.

Письмо к Бебелю

В 1875 году, Энгельс написал Бебелю письмо в котором пояснил ему о роли государства в жизни общества. Пояснил, что государство является лишь учреждением для победы революции и с построением коммунизма на земле исчезнет. Энгельс привёл наглядный пример – Коммуну, которая государством уже не являлась. Бебель ответил Энгельсу 21 сентября того же года. Он полностью согласил с Энгельсом в этом вопросе. Однако позже издал брошюру в которой повторил свои оппортунические мысли о существовании «народного государства».

Критика проекта Эрфутской программы

Критика проекта Эрфутской программы была послана Энгельсом Каутскому 29 июня 1891 года, в нём также были описаны вопросы о роли государства, а также экономические вопросы. Энгельс говорил о переходе акционерных обществ к трестам. Это один из признаков перехода капитализму к своей высшей стадии (империализму) и появлению планомерности. Что касается государства, то Энгельс даёт следующие установки: во-первых, он считает, что Германия должна перейти к республиканскому строю, указывая на всесильность тогдашнего правительства. Маркс расценивает демократическую республику как последнюю стадию перед становлением диктатуры пролетариата. Энгельс внимательно анализировал пути перехода к федеративному устройству. Он считал это помехой для революции, был уверен, что диктатуру пролетариата будет проще установить в едином государстве. Считает, что федеративное государство нельзя назвать более свободным, чем централизованное. Также критиковал появление мелких государств, таких как Швейцария.

Предисловие 1891-го года к «Гражданской войне» Маркса

Речь идёт о введении Ф.Энгельса к работе Маркса «Гражданская война во Франции». Энгельс отметил, что французские рабочие после каждой революции были вооружены. И находящаяся у власти буржуазия делала всё для их разоружения. Таким образом, любая победа была лишь продолжением борьбы. Тут возникает вопрос. Есть ли оружие у угнетённого класса. Опыт поражений пролетариата в буржуазных революциях был учтён во время Октябрьской. Затем Ленин заговорил о религии. Известно, что немецкая социал-демократия объявила религию «частным делом каждого» и, в конце концов, становилась всё более оппортунической. Вплоть до полной измены революционной программе пролетариата. Это показал опыт Парижской коммуны. Двадцать лет спустя Энгельс анализировал ошибки коммуны. И пришёл к выводу, что Французская революция не принесла пользы потому, что не сломала государственную машину. Энгельс подчеркнул, что как при монархии, так и при буржуазной республики государство остаётся государством которое так или иначе должно быть ликвидировано. Для борьбы с государством коммуна применила два безошибочных средства. Во-первых, прировняла зарплаты должностных лиц к зарплатам рабочих. А во-вторых, ввела избирательное право. Это подавило в карьеристах жажду о «тёплых местечках». Здесь образуется грань, когда общество с одной стороны превращается в социализм, а с другой стороны его требует. Для уничтожения государства необходимо сделать так, что бы государственные функции были подвластны большинству. Таким образом, любой демократизм отомрёт сам собой. Замену государственной власти на подлинно демократическую описаны в третьем разделе работы Маркса «Гражданская война во Франции». Он обратил внимание на то, что государство всегда считалось неотъемлемой частью общества, а также на наивную веру людей в то, что при образовании демократической республики государство станет лучше. Но на самом деле, когда пролетариат придёт к власти, он выкинет вон весь государственный хлам. Энгельс добавил, что государство (почти в любом своём в виде) остаётся машиной для угнетения. И вопрос уничтожения государства созвучен с вопросом преодоления демократии.

Энгельс о преодолении демократии

Преодоление демократии необходимо для уничтожения государства как такового.

Экономическая основа отмирания государства

Постановка вопроса Марксом

Анализируя письма Бебелю и Бракке, можно сделать вывод, что Маркс куда меньший противник государства, чем Энгельс. Но на самом деле, это не так. Их взгляды на эту тему абсолютно совпадают друг с другом. Вопрос об отмирании государства возник у них обоих, в процесс изучения развития общества и смены общественно-экономических формаций. Потому как отмирание государства является следствием построения коммунизма. Маркс, как и Энгельс, осмеивал мысли о «народном государстве».

Переход от капитализма к коммунизму

Между этими двумя общественными формациями лежит революционный путь. А переходным периодом называется диктатура пролетариата. Затем Ленин разъяснил отношение диктатуры пролетариата к демократии. «Манифест коммунистической партии» гласит о завоевании власти трудящимися и установлении подлинной демократии. Тем не менее, в буржуазно-демократических республиках. Демократия ограничивается эксплуатацией угнетённых классов. Другими словами, демократия только для рабовладельцев. А диктатура пролетариата – это демократия для всех угнетённых классов и противоположность для эксплуататорских. Такое видоизменение демократии и есть переход от капитализма к коммунизму. Только в коммунистическом обществе, где окончательно сломлено сопротивление капиталистов, отсутствует деление на классы, можно говорить о полной демократии. И как следствие, отмирании государства. Подавление эксплуататорских классов стоит куда меньше крови, чем подавление восстания рабов. С построением коммунизма на земле, государство потеряет свою надобность потому, что некого будет подавлять. Все государственные процессы будет осуществлять сам народ, например пресечение преступности.

Первая фаза коммунистического общества

Маркс опровергает теорию о том, что при социализме рабочие будут получать полный продукт труда, потому как часть доходов будет оправдана на расширение производства. Вместо иллюзорных представлений Маркс даёт здравую оценку социализму. Потому как социализм – это ещё не коммунизм. Эти недостатки, к сожалению присущи первой фазе коммунистического общества. Тем не менее, многие буржуазные идеологи этой разницы не понимают. А некоторые даже упрекают социалистов в нежелании уничтожить социальное неравенство. Государство в этой стадии выполняет роль общественного регулятора.

Высшая стадия коммунистического общества

Эта фаза наступит тогда, когда исчезнет разделение труда, разница между городом и деревней, между умственным трудом и физическим. Труд станет естественной потребностью человека. И общество станет жить по принципу «От каждого по способностям, каждому по потребности». Экономической основой отмирания государства является высокое развитие коммунизма, с учётом вышеуказанных признаков. Это даст невероятный толчок экономическому развитию общества, напротив капиталистической формации, которая этот рост сдерживает. Научная разница между первой и высшей фазами коммунизма заключается в том, что первой фазой коммунистического общества является социализм. Роль демократии в этом процессе тоже велика. Ведь демократия означает равенство. А для осуществления полного равенства необходимо уничтожить классы. Такая демократия выходит за рамки буржуазного общества. Потому как формальное установление равенства ни к чему не приводит.

Опошление марксизма оппортунизма

Публицисты II Интернационала мало уделяли внимания вопросу революции, что привело к росту оппортунизма в нём и как следствие к его разложению.

Полемика Плеханова с анархистами

В 1894 году, Плеханов издал брошюру «Анархизм и социализм». В своей работе Плеханов обошёл стороной вопрос об отношении революции к государству и вопрос о государстве вообще. По мнению Ленина это являлось оппортунизмом.

Полемика Каутского с оппортунистами

Произведения Каутского известны своей полемикой с такими оппортунистами как Бернштейн. Однако сам Каутский нередко склоняется к оппортунизму. Бернштейн же, обвиняет рабочий класс в том, что он, взяв власть в свои руки не сможет управится с государственной машиной. Что в корне противоречит принципам марксизма. Каутский в свою очередь отказывается от глубоко разбора извращённого оппортунистами марксизма в этом вопросе. В 1902 году была издана работа Каутского «О социальной революции», в которой он говорил о том, что пролетариат должен взять власть в свои руки без разрушения государственной машины. И то, что Маркс в «Манифесте компартии» объявил устарелым, Каутский возродил. А в работе «Формы и оружие социальной революции», Каутский и вовсе допускает наличие частной собственности и бюрократии в социалистическом обществе. Также Каутский не понимал разницы между буржуазным парламентом и коммуной. Высказывал своё предпочтение государству.

Полемика Каутского с Паннекуком

Паннекук выступил против Каутского, потому как был убеждён в том, что он занял позицию «центра» между марксизмом и оппортунизмом. В статье «Массовые действия и революция» Паннекук обвинил Каутского в том, что он не хочет видеть процесса революции. Против Каутского марксизм выступает именно в лице Паннекука, ибо Каутский с головой окунулся в оппортунизм. В 1850 году Маркс писал о необходимости централизации власти в руках государства. И чтобы скрыть извращение марксизма Каутский приводит эту цитату в своих сочинениях. Ещё одним свидетельством оппортунистической сущности Каутского это письмо в котором он откровенно обвинял Паннекука в желании уничтожить чиновничество. Но ведь революция разрушает аппарат управления. Маркс, опираясь на опыт Коммуны, доказывает, что должностное государственное лицо может быть не бюрократом. Также Каутский писал о том, что задача политической стачки заключается не в захвате власти, а с целью требования от власти уступок. Что является чистой воды оппортунизмом. Правее Каутского были германские и английские социал-демократы, которые и свели II Интернационал в пропасть.