Девятая пятилетка

Девятая пятилетка — пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1971 г. до 31 декабря 1975 года включительно.

Главная задача пятилетки

Формула главной экономической задачи 9-й пятилетки — «обеспечить значительный подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности и ускорения темпов роста производительности труда»[1].

Целеполагающими документами для составления плана 9-й пятилетки были Директивы XXIV съезда КПСС (1971). Сам пятилетний план был утверждён в том же году сессией Верховного Совета СССР.

План предусматривал широкую и разностороннюю программу роста материального благосостояния и культурного уровня советского народа: увеличение доходов населения путём повышения оплаты труда и выплат из общественных фондов потребления; улучшение жилых условий; повышение уровня материальной обеспеченности многодетных семей, пенсионеров и студентов; улучшение условий труда женщин-матерей; развитие сферы услуг, системы здравоохранения и организованного отдыха трудящихся; всестороннее развитие народного образования и социалистической культуры, включая завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; дальнейшее сближение уровней жизни городского и сельского населения.

Главный путь решения предусмотренных в плане задач — всесторонняя интенсификация общественного производства. Существенно улучшаются народно-хозяйственные межотраслевые, внутриотраслевые пропорции в целях повышения благосостояния народа и ускорения темпов технического прогресса. Как и в предыдущих пятилетках, преимущественное развитие получают отрасли промышленности, определяющие технический прогресс во всём народном хозяйстве, — машиностроение, химическая и нефтяная, газовая промышленность, электроэнергетика.

Продолжение реформ управления экономикой

Повышение самостоятельности предприятий в ценовой политике создало стимулы роста цен: в погоне за прибылью предприятия предпочитали затратные схемы инновациям. Для широких масс населения это не было заметно: партия и правительство предпринимали все усилия к тому, чтобы сохранить розничные цены на прежнем уровне.

Такая политика была возможной только благодаря главному преимуществу экономики социализма — отсутствию частной собственности на средства производства. Предприятие, завысившее отпускную цену изделия, не переставало быть объектом общенародной собственности, и поэтому распоряжение большей частью излишне полученной им прибыли оставалось в руках государства. «Неприкосновенной» оставалась лишь малая часть этого эффекта в виде излишне выплаченных премий работникам. Что же касалось львиной доли прибыли предприятия, то государство располагало правами её изъятия в бюджет, что и помогало исправлять эти перекосы на макроэкономическом уровне.

Таким образом, товарно-денежные отношения при развитом социализме уже частично лишились своего деструктивного потенциала: одного только наличия денег на счёте предприятия было недостаточно, чтобы предъявить их на рынке в виде дополнительного спроса, например, на средства производства.

Социалистическая модель экономики располагала всеми предпосылками своевременной корректировки подобных конъюнктурных моментов «в реальном масштабе времени». Однако без адекватной информационной системы эффективность таких действий была низка, во многом из-за лага во времени, необходимого для обработки данных оперативного учёта промежуточных итогов хозяйственной деятельности.

Несмотря на торможение глобального проекта ОГАС, ряд крупнейших учёных-академиков продолжал работу в этом направлении и разработал конструктивную экономико-математическую модель СОФЭ («система оптимального функционирования экономики»). Первая презентация модели СОФЭ широкому кругу учёных и плановиков состоялась в Институте экономики АН СССР ещё в 1967 г. Но только в 1970 г. удалось добиться её рассмотрения на расширенном совещании в Госплане СССР. На нём критики СОФЭ увели обсуждение в область теории товарно-денежных отношений при социализме. В результате проект подведения единой информационной основы под систему планирования народного хозяйства так и не был реализован.

Вместо этого пришлось вновь применить директивные ограничители. Постановлением «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» (1971 г.) в пятилетние планы вернулись директивные задания по росту производительности труда. Объём новой продукции в заданиях по реализации стал выделяться отдельной строкой. После принятия в 1973 г. постановления «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» началась концентрация мелких предприятий в производственные объединения. Если в 1970 г. на 608 таких объединений приходилось 6,2% занятых и 6,7% выпуска), то в 1977 г. на 3670 объединений, соответственно, 45% и 44,3%. Система управления промышленностью становилась таким образом двух- либо трёхзвенной: министерство — объединение (комбинат) — предприятие (управление).

Хозрасчётные функции (в т.ч. политика капиталовложений, установление кооперационных связей и пр.) перешли на уровень объединений и комбинатов. За министерствами осталась роль проводника общей научно-технической политики. Как результат, внедрение инноваций ускорилось: за 9-ю пятилетку появилось 16,5 тыс. новых видов машин — вдвое больше, чем в предыдущей. На 1975 г. действовало втрое больше механизированных линий, чем в 1965 году.

Итоги пятилетки

В период 1971–1975 гг. в СССР были осуществлены мероприятия по дальнейшему подъёму сельского хозяйства: повышению уровня механизации производственных процессов, развитию мелиорации и ирригации земель, расширению химизации, переводу развития животноводства на промышленную основу. Значительно больше внимания, чем в предыдущих пятилетках, уделено экономическим и организационным мероприятиям, обеспечивающим успешное выполнение заданий: совершенствованию управления, планирования, созданию, развитию и укреплению производственных объединений в промышленности и аграрно-промышленных комплексов. Большое внимание уделяется развитию новых отраслей — атомному машиностроению, производству средств автоматизации и вычислительной техники и др. Получило дальнейшее развитие социалистическое соревнование, возродилось и наполнилось новым содержанием движение за принятие встречных планов.

В союзных республиках комплексность развития хозяйств сочеталась с углублением их специализации на тех производствах, для которых имеются максимально благоприятные условия. Осуществлялось опережающее развитие экономики восточных районов страны. Высокие темпы роста сохранили энергетические отрасли промышленности, чёрная и цветная металлургия, химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Дальнейшее развитие получили зерновое хозяйство, хлопководство и животноводство. В Западной Сибири была создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности. Наконец, было начато строительство БАМа.

Продолжался рост благосостояния и культурного уровня населения. Увеличены заработная плата, стипендии, пенсии и пособия при сохранении стабильности розничных цен. Возросли тарифные ставки и оклады у 47 млн. рабочих и служащих, или у половины их общего числа. Дополнительные выплаты и льготы из общественных фондов потребления получили около 30 млн. чел. Началось досрочное погашение облигаций государственных займов. Реальные доходы на душу населения увеличились более чем на 19%. Построены жилые дома общей полезной площадью 434 млн.м², в результате чего улучшены жилищные условия примерно 45 млн. чел.

В начале пятилетки введение всеобщего среднего образования завершилось в масштабах всей страны, включая самые труднодоступные районы. Улучшилась подготовка квалифицированных рабочих и специалистов высшей и средней квалификации. Дальнейшее развитие получили здравоохранение, служба быта, индустрия отдыха. Расширилась сеть учреждений культуры, театров, кино и клубов.

К концу 9-й пятилетки СССР подошёл к исчерпанию природных ресурсов в обжитых районах. Поэтому всё больше вложений стали направлять на развитие новых территориально-производственных комплексов (ТПК) в Сибири, на Южном Урале, в Казахстане, Таджикистане и т.п. В 1974 г. была принята долгосрочная инвестиционная программа по Нечернозёмной зоне, развитие которой было задержано ещё на рубеже 50-60-х годов в связи с освоением целины.

Итоговый рост за 9-ю пятилетку (1971–75 гг.) составил 43%, в т.ч. по группе «А» на 46%, и по группе «Б» на 37%. По среднегодовому росту (7,4%) СССР намного опередил Запад (США и страны «Общего рынка» — 1,2%) из-за глубокого валютного кризиса 1971–73 гг., за которым последовал т.н. «энергетический кризис», связанный с первым взлётом цен на нефть. Тем не менее, прирост национального дохода (32%) оказался ниже плановых заданий (37–40%). Отчасти это объяснялось сокращением притока рабочей силы. Если за 1965–70 число рабочих в промышленности выросло на 13,5% (с 22576 до 25631 тыс.), то к 1975 г. только на 7,3% (27507 чел.). Кроме того, на 9-ю пятилетку пришлось две засухи (1972 и 1975).

См. также

Примечания

  1. Материалы XXIV съезда КПСС.