Зоопсихология


Зоопсихология - наука о психике животных. Предметом изучения являются закономерности эволюции психики на уровне животных. Происхождение развития онто-и-филогенетических процессов и предпосылки возникновения процессов человеческого сознания. Зоопсихология имеет несколько изученных видов. Психика человека в отличие от психики животного генетически связана с эволюцией. На психику человека влияют общественно-трудовая деятельность, речь. Под поведением животного понимают все проявления его активности, направленные установление связей с окружающей средой. Поведение - первопричина психического отражение. Психика - производная поведения. Она корректирует и направляет в нужное русло взаимодействие со средой обитания. Адекватно отображает лицо психики животного и образует возможность ориентироваться в нём с компонентами среды. Одновременно с изучением психики животных изучает общебиологические закономерности поведения животных этология. Этология изучает поведение животных, как фактор приспособления к условиям среды в ходе онтогенеза и эволюции. Она выявляет закономерность изменения поведения в ходе филогенеза и возникновения новых форм жизни. Зоопсихология и этология дополняют друг друга. Первое изучает психические черты поведения животного, а второе - биологические. Существенны связи зоопсихологии с нейрофизиологией и физиологией в ВНД. Нейрофизиология изучает процессы обуславливающие возникновение психических процессов в организме. Нейробиология - наука об управлении нервной системой. Зоопсихологические исследования помогают изучить генетические корни детской психологии. В медпрактике изучение психики животных помогает изучить психболезни, помогает с сельском хозяйстве, охоте, антропологии, Антропология помогает рассмотреть развитие мозга, появление членораздельной речи. Эволюционная морфология рассматривает развитие нервной системы животных. Социобиология изучает социальные связи животных и поведенческой этологии.

Этапы становления

В трудах античных мыслителей затрагивались основные проблемы поведения животных. Рассматривались вопросы врождённых и эволюционных изменений, влияния внешних и внутренних факторов психоактивности животных. Учение Платона, Аристотеля, Сократа заложили фундамент для зоопсихологии как науки. Исследователей интересовал вопрос: существуют ли различия между деятельностью человека и животных. Эпикур и Лукреций утверждали, что животное обладает душой. Сократ и Платон рассматривали душу, как божественное явление связанное с телом. Душа человека обладает мыслительной силой. Животным присуща низшая форма души - влечение. Потом на основе этого мировоззрения были сформулированы представления об инстинктах (от лат "побуждение"). Аристотель впервые поставил эксперементы над животными, опираясь на прошлые наблюдения. Он признал способность птиц и млекопитающих к научению друг друга. Приписал человеку бессмертную разумную душу, а животному низшую чувствительную душу. У животных присутствует в разной форме, выраженный в разной степени у каждого. Животные способны к восприятию любого своего действия.

Философская школа стоиков впервые дала определение инстинкту - прирождённое целеустремлённое влечение толкающее животное к приятному и полезному, уводящее от неприятного и вредного. Животное с рождения понимает то, что ему вредно. Поступки животных имеют целесообразность, которой они не ощущают.

В 18 веке некоторые наделили животных человеческими качествами. Животные способны испытывать любовь, ненависть, ревность и тд. Основные положения школы механицистов: Одним из первых зоопсихологов был Ламентри. По его мнению инстинкты животных представляют собой совокупность движений выполняемые животными вынужденно, независимо от размышлений и опыта. Инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую собственность. Он пришёл к выводу, о постепенно увеличении психоспособностей от более простого к более сложного. Наверх этой лестницы поставил человека.

Кондьяна: заметил сходство инстинктивных действий и с теми, что выполняют по привычке и сделал вывод, что инстинкты произошли из разумных действий и постепенного увеличения сознания. В основе любого инстинкта лежала разумная деятельность, которая за счёт постоянных действий вошла в привычку, а затем превратилась в инстинкт.

Леруа: выдвинул теорию происхождения разума от инстинкта. В результате упражнения памяти. В его работах лежали многолетние болевые исследования. Он одним из первых начал доказывать, что психодеятельность животных и способность их к инстинктам может быть лишь при наличии всесторонних знаний, при учёте образа жизни.

Бюффон: животным свойственны разные формы психодеятельности, но не понимая смысла своих действий. Он считал, что животные могут общаться на своём языке. Умеющим выражать лишь чувственные переживания. Он настаивал на связи с внутренним состоянием животного, видя в этом определяющий фактор его поведения. Психические качества животных играют такую же если не более важную роль, чем качества физические. Все его концепции были построены на реальных фактах. Они вошли в созданную им систему естествознания и стали основой для понимания психики животных. В своих работах утвердил, что сложные действия животных являются сочетанием врождённых природных функций. Это концепция предвосхитила развитие зоопсихологии. Дальнейшее развитие зоопсихологии тесно связано с теорией его эволюционного учения.

Биологи выявляют какие черты передаются в поведении передаются по наследству, а какие формируются

Ламарк: внешняя среда действует на животный организм. В результате этого возможны новые потребности, которые в свою очередь формируются от большего упражния других органов и неупрожнения других. Дал определение инстинкту которое считается классическим. Считал, что инстинкты возникли в процессе эволюции, в результате воздействия среды на организм.

Дарвин - мысль о единой закономерности развития природы, непрерывность органического мира, общность происхождения животных и человека. Открыл различные действия, связанные с отдельными обособления от инстинктов, передаваемых по наследству. Инстинкт - действие выполненное без опыта и одинаковое выполнение многими особями для достижения единой цели. Он дал объяснение целесообразности инстинктов животных. Во время естественного отбора происходит накопление изменений выгодных для вида и исчезновение вредных.

Школа объективистов - её становление относится к 1930-ым годам. Возникновение связано с работами Тембергеена, Фриша. Их исследования основывались на наблюдениях естественных условий среды, на опытах, экспериментах, в лабораторных условиях, что позволило придти к пониманию поведения животных. Изучались в основном позвоночные (Темберген), в меньшей степени беспозвоночные (Фреш). Обращая внимание на внутренние поведение механизмов поведенческих актов. Это и есть связь между этологией и физиологией. Было предложено проводить анализ, выявлять взаимодействия между поведенческими реакциями, которые предшествовали во времени и исследование поведенческих актов. На основе сравнительного анализа были выведены стадии эволюционного становления поведенческих форм и были сформулированы современные представления об инстинкте. В 1973 году им была присуждена Нобелевская премия. Со времён работ Дарвина под инстинктивным поведением понимают ту часть поведения животных, которое видотипична и закреплена наследственно. Первая попытка дать определение принадлежит зоологу Циглеру. Он выделил 5 пунктов по которым инстинктивное поведение отличается от рассудочного: наследственно (побуждение) и способность к действию принадлежат к числу наследственных свойств вида или расы, не требует предварительной выучки, выполняется по существу одинаково всеми нормальными особями данного вида или расы, то есть видотипично, соответсвует телесной организации животного т.е. находится в связи с нормальным функционированием его органов, приспособлена к естественным условиям жизни животных данного вида, часто связана с циклическими изменениями условий существования, например с временами года. Это определение имеет недостатки, например здесь не учитывается возможная вариальность инстинктивного поведения. Павлов предложил тождественными понятия рефлекса и инстинкта. В этом случае инстинктивному поведению соответствует безусловный рефлекс. Это представление значительно сузило понятие инстинкта, но оказалось удобно для изучения приобретённых компонентов поведения ВНД. Тинберген определил инстинкт как "иерархически организованный нервный механизм который отвечает на определённые предлагаемые и разрешающие импульсы (внешние и внутренние) полностью координируемые жизни важными и свойственные видам движению." Слоним - инстинкт это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающем на раздражения из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов. Это высокая возбудимость является результатом определённых изменений в нервной и гормональной системах организма, результатом изменений в обмене веществ. Слоним обратил внимание на то, что в процессе жизнедеятельности организма инстинкты могут появляться и исчезать. Например, инстинктивное поведение, связанное с сосательным рефлексом у млекопитающих, которое со временем исчезает, но появляются инстинкты, относящиеся размножения и гнездостроительной деятельности. Слоним указывает на постоянство как основное свойство инстинктивного поведения. Он считает, что незначительные индивидуальные различия не могут отвергать это свойство, а являются лишь колебаниями в его проявлении. Вопрос об практичности инстинктивного поведения является ключевым в зоопсихологии. Вагнер: инстинктивное поведение животных возникло в результате естественного отбора, под воздействием внешней среды, это развивающееся пластическая система. С обильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а радиус их изменчивости. Сегодня считается, что инстинктивное поведение подвержено изменениям в пределах наследственно закреплённой нормы реагирования. Эти рамки являются видотипичными, за их пределами инстинктивное поведение не может меняться в нормальных условиях. А в экстремальных условиях, выходящих за рамки нормы реагирования большую роль играет индивидуальный опыт животного. Он позволяет инстинктивному поведению достаточно сильно изменится.