Коммунистическое воспитание

Коммунистическое воспитание — планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.

Пример агитационного плаката СССР

До возникновения марксизма не было целостной научной теории воспитания всесторонне развитой личности. Вместе с тем ещё древнегреческие мыслители выдвинули задачу сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Проблема всестороннего развития человека разрабатывалась и в эпоху Возрождения. Ряд ценных идей о воспитании высказали социалисты-утописты. Они подвергли резкой критике буржуазную мораль и систему воспитания; выдвинули идею общенародного воспитания, согласно которой всё общество и каждый его институт должны представлять собой школу воспитания. Большое значение в воспитании нового человека утописты придавали морали и искусству; они впервые обосновали идею безрелигиозного воспитания, отстаивали демократические принципы образования равноправного, бесплатного, всеобщего и светского; сформулировали идею о самовоспитании народа в процессе творческого труда, о соединении образования с трудом. Р.Оуэн сделал попытку практически соединить обучение с производительным трудом. Утописты отстаивали идею всестороннего развития человека. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. Однако социалисты-утописты не видели объективных закономерностей возникновения коммунистического общества, не смогли раскрыть действительных путей формирования нового человека.

Научные основы теории коммунистического воспитания были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-исторический характер, связали воспитание людей с переустройством общественных отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека — это совокупность тех общественных отношений, которые он застает при рождении и усваивает в процессе общественно-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит формирование общественной сущности человека, его сознания, нравственных и эстетических чувств, самовоспитание человека. Коммунистическое воспитание не имеет ничего общего с элитарной точкой зрения на массу как на простой объект воспитания. Только в общественно-революционной практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике буржуазную систему воспитания, раскрыли ее классовую сущность. По словам Маркса, буржуазная система нравственного воспитания сводится к вдалбливанию в сознание людей буржуазных принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях буржуазного индивидуализма, стяжательства, властолюбия. На основе закономерностей социально-исторического развития и анализа общественных потребностей Маркс и Энгельс сформулировали роль коммунистическое воспитание как всестороннее гармоническое развитие всех духовных и физических сил каждого члена общества. Маркс показал, что природа крупной промышленности уже в условиях капитализма создает потребность и предпосылки для устранения буржуазной системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистические общественные отношения препятствуют осуществлению этой потребности, воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умственного труда от физического, с расщеплением человеческой личности, превращением индивида в частичного человека. Это глубокое противоречие может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистического способа производства. Только в условиях коммунизма создаётся возможность для всестороннего, гармонического развития людей.

Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистического общества — соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс,

« ... каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками[1] »

Политехническое образование, соединённое с производительным трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения общественного богатства, но и как

« ... единственное средство для производства всесторонне развитых людей[2] »

Члены коммунистического общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем. Учение Маркса и Энгельса о коммунистическом воспитании было развито Лениным. Строительство коммунистического общества, писал Ленин, приведёт

« ... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...[3] »

.

Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться в тесной связи с производительным трудом, с усвоением научных знаний. Для того чтобы строить коммунистическое общество, молодёжь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, которые выработало человечество на протяжении своего исторического развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, в духе коммунистической организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива[4]

Формирование научного мировоззрения, коммунистической убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма. Составной частью коммунистического воспитания является атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религиозных предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.

Коммунистическое воспитание — творческий процесс, связанный с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного поведения, руководством к практической деятельности. Поэтому воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности, трудовое воспитание является важнейшей задачей коммунистического воспитания. В труде формируется коммунистическое мировоззрение и характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание общественного долга, раскрываются способности и таланты людей.

« Строить новую дисциплину труда, — подчёркивал Ленин, — строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это — работа многих лет и десятилетий.[5]. »


Коммунистическая мораль утверждается в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием буржуазной идеологии. Не может быть победы коммунистической морали без решительной борьбы с такими ее антиподами, как тунеядство, хищение общественной собственности, безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство и т. п. Воспитательная работа Коммунистической партии, социалистического государства, общественности строится, прежде всего, на основе мер убеждения. Однако она не исключает и мер принуждения по отношению к нарушителям трудовой и государственной дисциплины, расхитителям социалистической собственности, то есть ко всем антиобщественным элементам.

Важнейшей составной частью коммунистического воспитания является эстетическое воспитание, цель которого — воспитание творческих способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить по законам красоты, активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого. В социалистическом обществе сложилась и развивается специальная система художественного образования и воспитания широких народных масс, приобщения их к различным формам эстетической деятельности.

Коммунистическое воспитание включает в себя и физическое воспитание, которое укрепляет здоровье, способствует росту трудовых возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития человека. Воспитательная работа предполагает также и самовоспитание. Требовательность к самому себе, к своему поведению, способность к самодисциплине, самоорганизованности, умение, как говорил Ленин, вырабатывать самому коммунистические взгляды — важнейшая сторона формирования нового человека. В обществе зрелого социализма внимание к вопросам самовоспитания возрастает. Социализм со всей остротой ставит вопрос о внутренней ответственности человека, о личной гражданской совести, об усвоении духовных и нравственных ценностей, о совершенствовании и самосовершенствовании человеческой личности.

Формирование нового человека происходит в неразрывной связи с созданием материально-технической базы коммунизма и совершенствованием социалистических общественных отношений, постепенным перерастанием их в коммунистические отношения. Оно совершается в общественно-преобразующей деятельности людей, строящих коммунистическое общество, в результате усвоения ими новых норм и правил жизни в семье, школе, на производстве и т. д.

Суть

Страница из АНТИПАСХАЛЬНОГО ВЫПУСКА газеты БЕЗБОЖНИК 1929 г.

Грубо говоря, коммунистическое воспитание - самый страшный план Ленина и всех большевиков в целом. Наверняка читатель обратил внимание на то, что мультфильмы, произведённые в СССР традиционно считаются более нравственными, более поучительными. Или, например, удивительно часто в конкурсах школьных команд звучал девиз из произведения "Три мушкетёра", что "один за всех и все за одного". Коммунистическое воспитание породило множество медиа-вирусов, "крылатых словечек", которые в ходу до сих пор. Ленин, как гений своего дела, прекрасно понимал, что будущее за молодёжью. И не исключено, что он не исключал такой вариант, как развал СССР и последующий удар тогда должна была бы нанести именно поколение через десятки лет после самого крушения, если не раньше. Подобную тактику использует система "Периметр", которая способна контр-атаковать противника даже если на территории стран бывшего Советского Союза никого уже в живых не будет[источник?].

Литература

  • Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957;
  • Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968;
  • Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957;
  • Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957;
  • Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958;
  • Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1964;
  • Ковалев С. М. Формирование нового человека, М., 1971.

Примечания

  1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197
  2. Там же, т. 23, с. 495
  3. Полн. собр. соч.,5 изд., т. 41, с. 33
  4. См. там же, т. 41, с. 318
  5. См. там же, т. 40, с. 316