Народ

Народ — понятие, не имеющее краткого однозначного определения. В зависимости от контекста выражает различное содержание, означает разнородные по происхождению, характеру и историческим судьбам общности людей.[1]

Определения термина «народ»

В повседневном словоупотреблении, а также в художественной литературе термином «народ» именуют как массу людей, безотносительно к её качественной характеристике, так и совокупность людей с характерными для неё физическими, морально-психическими, профессиональными и иными особенностями.

  • «Народ повалил на площадь» (Пушкин) — пример первого употребления.
  • «Машиностроители — народ квалифицированный» — пример второго.[1]

В научной литературе «народ» — это исторически сложившаяся определённая общность людей, конститутивную основу которой составляют в одном случае политико-правовые, в другом — этнические, в третьем — социально-экономические и морально-политические узы. Соответственно, термином «народ» обозначают три рода общности людей: государственную, этническую и социальную.[1]

Как государственная общность людей народ — это совокупность индивидов, объединённых общей принадлежностью к одному государству; это граждане данного государства, его население. Так как государство бывает однонациональным и многонациональным, следовательно народ как государственная общность может быть национально однородным и разнородным.

Как этническая категория, народ — то же, что племя, народность, нация; является предметом изучения этнографической науки.

Наконец, для марксизма народ — это социально-историческая категория. Состав народа как социально-исторической общности обусловлен социальной структурой общества.

  • В эксплуататорском обществе народ — это вся масса трудящегося населения, в противоположность паразитической части общества, живущей за счёт чужого труда.
  • В классово-антагонистическом обществе народ противостоит господствующим эксплуататорским классам и является решающей силой в борьбе против реакционных общественных порядков, за их революционное изменение.
  • В условиях социалистического общественного строя народ, объединяющий всех членов общества, всю массу его населения, является единственным и полновластным вершителем судеб общественного развития.[1]

Революционный народ

Важную роль в марксизме играет понятие «революционный народ», которым обозначают общественные силы, непосредственно участвующие в революции, в отличие от тех классов и слоёв, которые по своему положению заинтересованы в прогрессивных преобразованиях, но не способны к активной политической борьбе.[2]

Народ всегда составляет абсолютное большинство населения. Кроме того, в его руках основа человеческого бытия — материальное производство. Отсюда и решающая роль, которая принадлежит народным массам в историческом прогрессе. Все революционные повороты в ходе всемирной истории совершались при участии народных масс. Однако трагедия народных масс в прошлом заключалась в том, что они совершали революции не для себя, а для других. Например, только при помощи народных масс буржуазия могла прийти к власти. Поэтому буржуазия старалась политически просветить народ, возбудить в нём общественную активность. Однако как только буржуазия увидела в лице пролетариата класс, способный возглавить действительную борьбу против всего отсталого, бесчеловечного, реакционного, она превратилась из силы прогресса в силу консерватизма и реакции.[3]

Силы организующие и дезорганизующие

Силы, объединяющие и сплачивающие народ[3]

  • Пролетариат. — С появлением пролетариата как самостоятельно политической силы изменился социально-классовый состав народа. В капиталистическом обществе народ представляет собой социально разнородную общность, состоящую из пролетариата, крестьянства, городских средних слоёв, живущих за счёт своего труда, и части интеллигенции. Эти составные элементы народа образуют две его существенно отличающиеся друг от друга половины: пролетарскую и непролетарскую. Первая составляет сильную сторону народа, вторая — слабую. Но существует объективная основа для политической общности пролетариата и трудящихся в капиталистическом обществе: экономическое и политическое положение и общие коренные интересы. Крестьянин, предвидя неизбежное разорение и переход в ряды пролетариата, идёт на союз с ним, на укрепление политической общности с ним. Это обстоятельство обусловливает возможность пролетариата иметь несравненно большую силу, чем его доля в общей массе населения. Сила и подлинная революционность пролетариата неотделимо связаны с его ролью руководителя, гегемона народа в освободительном движении.
  • Марксистско-ленинская партия. — Главной организующей и цементирующей силой народа является марксистско-ленинская партия, которая не только глубоко выражает пролетарские и народные интересы, но и с учётом их действует в своей политике.

Силы, дезорганизующие народ[3]

  • Мелкособственническая, антиколлективистская психология крестьянства и остальных средних слоёв
  • Расчленение пролетариата, с одной стороны, на квалифицированную и высокооплачиваемую, а с другой — на низкооплачиваемую часть.
  • Жёлтые профессиональные союзы и реформистские партии, действующие против единства рабочего класса и народа
  • Спекуляции понятием «народ», чем занимается современная буржуазия. Последняя широко прибегает к имени народа, когда необходимо завуалировать свою антинародную политику.
Идеологи монополистической буржуазии с неприкрытым цинизмом «доказывают», что современный капитализм является «народным». А раз так, значит, борьба трудящихся и эксплуатируемых масс против «своего» капитализма бессмысленна, неразумна.[3]
  • Таковы только некоторые из этих сил.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ким М. П. Советский народ — новая историческая общность. — М.: Политиздат, 1972. С. 5—9.
  2. Народ // Краткий словарь по философии. — М.: Политиздат, 1966. С. 172.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Ким М. П. Советский народ — новая историческая общность. — М.: Политиздат, 1972. С. 25—32.