Одиннадцатая пятилетка

Одиннадцатая пятилетка — пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1981 г. до 31 декабря 1985 года включительно. Последняя из четырёх полных пятилеток т.н. «брежневской эпохи» в истории СССР.

Главная задача пятилетки

Формула главной экономической задачи 11-й пятилетки — «придать развитию страны ещё больший динамизм за счёт более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжёлой промышленности»[1].

Особенности пятилетки

В начале пятилетки первым заместителем А.Н.Косыгина был назначен Н.А.Тихонов. В октябре 1980 г., незадолго до смерти Косыгина Тихонов принял пост Председателя Совета министров СССР. Тихонов руководил народным хозяйством всю 11-ю пятилетку, до октября 1985 г. За это время сменилось 4 генеральных секретаря ЦК КПСС: Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко, М.С.Горбачёв.

Знак ударника XI пятилетки

В лёгкой и пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяжённость магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и валовый общественный продукт приросли ещё на 19%.

За 11-ю пятилетку прирост численности промышленных рабочих сократился на две трети и упал до 2,7% (с 30479 тыс. в 1980 до 31302 тыс. в 1985 г. включая учеников). Тем не менее, продолжавшийся рост производительности труда позволил увеличить объёмы промышленной продукции на 20%, а национальный доход на 17%. Зарплата рабочих и служащих выросла при этом на 13%, а оплата колхозников на 29%, составив соответственно 190 и 150 руб. в месяц. Следует отметить, что цены на подавляющее число позиций ассортимента розничной торговли, а также ЖКХ, транспорт и связь вплоть до конца 1980-х годов оставались на уровне 1961–63 гг.

За эту пятилетку реальные доходы на душу населения возросли на 11%, а выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились на 25%. Опережающий рост последних означал, что всё возрастающая доля вновь созданной стоимости распределялась не «по труду», а «по потребностям», то есть вне прямой зависимости от количества и качества трудовых затрат, привнесённых конкретным человеком в формирование массы потребляемых благ. Таким образом, идея преодоления товарно-денежных отношений на пути к коммунизму не была снята с повестки дня. Однако вместо немедленной их отмены в приказном порядке (чем в годы военного коммунизма особенно активно занимался Троцкий) шёл планомерный процесс наращивания доли благ, предоставляемых гражданам в советской экономике бесплатно или с существенной скидкой.

См. также

Примечания

  1. Материалы XXVI съезда КПСС.