Коммунистическая Энциклопедия

Оппортунизм

Оппортунизм (от латинского opportunus — удобный) — теория и практика, идущая вразрез с действительными интересами рабочего класса, толкающая рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. Оппортунизм прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.

Возникновение

Оппортунизм появляется вместе с развитием революционного движения рабочего класса во 2-й половине XIX века. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских революционных сект. В период деятельности 1-го Интернационала Маркс и Энгельс вели решительную борьбу против псевдосоциалистических взглядов, пытавшихся прямо или косвенно подчинить развивавшееся революционное рабочее движение интересам буржуазии. Борясь за вовлечение в революционное движение масс трудящихся, Маркс и Энгельс подвергли критике оппортунистические концепции и тактические установки, с одной стороны, Лассаля, Бернштейна, Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой — Бакунина, Бланки, толкавших рабочее движение на путь авантюризма, бессмысленных жертв и неминуемых поражений.

После победы марксизма в рабочем движении оппортунизм меняет идеологическое облачение и уже, как правило, выступает прикрываясь марксистскими фразами. Внутри марксистского революционного рабочего движения оппортунизм в теоретическом плане обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как левый оппортунизм. По своей классовой природе оппортунизм внутри революционного рабочего движения есть проявление мелкобуржуазных идеологии и политики. Рабочий класс не отгорожен китайской стеной от других социальных групп; пополняя его ряды, включаясь в рабочее движение, различные слои мелкой буржуазии, крестьянства, служащих, мелких ремесленников привносят в движение свои методы действия, свои взгляды, выражением которых и является оппортунизм. На протяжении всей истории революционного рабочего движения оппортунизм выступает в двух основных формах: как правый и как левый оппортунизм. Каждая из этих форм оппортунизма имеет своё теоретическое и политическое содержание, претерпела эволюцию и отражает настроение и психологию разных групп мелкой буржуазии, средних слоёв.

Правый оппортунизм

Правый оппортунизм — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактических установок, направленных на непосредственное подчинение рабочего движения интересам буржуазии. Несмотря на то, что в ходе истории идейные позиции правого оппортунизма изменялись, в основе всех его разновидностей, пытавшихся утвердиться внутри революционного движения, лежит фаталистическая концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономическим развитием, отрицает или принижает роль революционной борьбы масс, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматическую «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата, от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, превращение в фетиш буржуазной легальности и буржуазной демократии, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы — таковы идейные основы правого оппортунизма. Чаще всего правый оппортунизм в революционном рабочем движении является отражением настроений тех слоёв мелкой буржуазии или отдельных групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования. Отражая психологию подобных омещанившихся слоев трудящихся, правый оппортунизм чрезвычайно опасен для революционного движения, ибо он пытается ввести его требования в рамки «улучшения» капитализма, то есть стремится примирить его с эксплуататорским строем.

Уже в конце XIX века правый оппортунизм получил широкое распространение в революционном рабочем движении. Его характерной особенностью было то, что в качестве идейного знамени им широко использовался ревизионизм Э. Бернштейна, а позже и догматизм К. Каутского и других. После смерти Маркса и Энгельса в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (Каутский, Гайндман, Кунов и другие).

«Созрел, — писал Ленин, — целый общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который сросся со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и «приспособить» эта буржуазия»1.

Ленин, большевики, революционные марксисты других стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого оппортунизма. После краха 2-го Интернационала оппортунистическое крыло в социал-демократических партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значительной части партий современного реформизма.

С возникновением международного коммунистического движения правый оппортунизм неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вёл борьбу против теории и практики ленинизма. В конце 50-х годов XX века правый оппортунизм, распространившись как ревизионизм, стал главной опасностью для международного коммунистического движения. Прикрываясь флагом антидогматизма, «творческого развития марксизма-ленинизма», его представители используют в качестве идейных источников не только работы правых оппортунистов конца XIX и начала XX века, но и современную буржуазную и социал-реформистскую идеологию.

Левый оппортунизм

Левый оппортунизм представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактических установок, толкающих революционное рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Хотя на каждом историческом этапе революционного движения идейное содержание левого оппортунизма претерпевало изменения, его ядром всегда оставались волюнтаристические концепции, спекулирующие на революционном энтузиазме масс, подменяющие революционную стратегию авантюристическим «вспышкопускательством», а социально-экономический анализ — субъективизмом. Ставка на «революционное насилие» как на панацею от всех бед, отказ от исследования объективных условий социальной борьбы, игнорирование этапов общественно-экономического развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики, националистический угар, прикрываемый революционной фразеологией, — таковы идейные основы левого оппортунизма. Волюнтаризм, отсутствие выдержки, подмена революционной теории революционной фразой, шарахание в крайности обусловлены тем, что левый оппортунизма, как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, которые под воздействием условий, под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархическую революционность. Левый оппортунизм опасен для революционного движения: он пытается столкнуть его на авантюристический путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революционной марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.

Когда начало формироваться международное коммунистическое движение, именно «левый коммунизм» был его одной из первых «детских болезней». Предупреждая против этой опасности, Ленин в работе «Детская болезнь «левизны« в коммунизме» (1920 год) дал анализ сущности и различных форм проявления левого оппортунизма в коммунистическом движении. Одним из отрицательных последствий культа личности в международном коммунистическом движении было распространение левосектантских, левооппортунистических взглядов. С начала 60-х годов XX века опасность левого оппортунизма вновь возрастает; его отличительной чертой является то, что он начал складываться как догматизм. Современный левый оппортунизма пытается подменить своими концепциями все три составные части марксизма, он стремится столкнуть коммунистов на авантюристический путь.

Оппортунизм в России

Наиболее крупными представителями оппортунизма в дореволюционное время являлись группы «отзовистов» и «ликвидаторов», после Октябрьской революции «левые коммунисты» 1918 года и троцкистская оппозиция в ВКП(б). В современном российском коммунистическом движении оппортунизм представлен КПРФ, которая отрицает возможность совершения в России социалистической революции и классовую борьбу, выступает против диктатуры пролетариата, пропагандирует т.н. «русский социализм» и сотрудничает с крупной буржуазией.

Борьба с оппортунизмом

В коммунистическом движении идёт острая борьба между марксистами-ленинцами и оппортунистами по основным проблемам общественного развития: сущности современной эпохи, роли главных революционных сил, путей строительства социализма и т.д. Оживление деятельности левооппортунистических элементов происходит, как правило, в период обострения классовой борьбы, усиления трудностей и лишений. Борьба как против правого, так и против «левого» оппортунизма является актуальной задачей коммунистического движения.

  1. Соч., т. 21, с. 223. 

Читайте также:

Коммунистический Интернационал I съезд РКСМ(б) Меньшевизм Государство и революция Зюганов, Геннадий Андреевич Что делать? Сталин, Иосиф Виссарионович Большевизм Детская болезнь «левизны» в коммунизме Социалистическая революция