Правительства Силаева

Прави́тельства Сила́ева - собирательное название ряда законных и незаконных органов власти, существовавших на территории РСФСР и СССР в период с июня 1990 года по декабрь 1991 года. Называются так по фамилии возглавлявшего эти органы российского политического деятеля, Героя Социалистического труда Ивана Силаева. Деятельность правительств Силаева способствовала уничтожению Советского Союза и окончательной реставрации капитализма в России и других республиках СССР.

Руководитель

Иван Степанович Силаев родился 21 октября 1930 года в селе Бахтызино Вознесенского района Нижегородской области[1], в 1954 году окончил Казанский авиационный институт, тогда же устроился на авиационный завод имени Орджоникидзе в Горьком; в 1959 году вступил в КПСС. В 1971 году стал директором Горьковского авиационного завода, с 1974 года - на работе в Совете Министров СССР: в 1974 - 1980 годах был заместителем министра авиационной промышленности СССР, 1980 - 1981 годы - министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, 1981 - 1985 годы – министр авиационной промышленности СССР, 1985 - 1990 годы заместитель председателя Совета Министров СССР (председатель Совмина - Н.И.Рыжков). В 1981 - 1991 годах - член ЦК КПСС.

В период руководства двумя российскими и тремя союзными правительствами Иван Степанович был человеком неуравновешенным, о чём свидетельствует, в частности, его предложение расстрелять всех членов ГКЧП[2]. Фрагменты из интервью, которое он дал в 2001 году, говорят сами за себя:

Я полагаю, эта группа отражала настроение многих союзных республик-дотационников. В СССР ведь было всего три донора - РСФСР, Белоруссия и Латвия. Понятно, две последние республики, можно сказать, не в счет <...> формируя бюджет России на 1991 год, внесли предложение - сократить суммы дотаций. Но мы были готовы помогать дотационным республикам, создав специальный фонд, в который бы Россия вкладывала порядка 10 миллиардов рублей <...> Тогда же мы внесли предложение о сокращении расходов на армию, что тоже было встречено в штыки. Но мы поступали правильно. Я и сейчас так считаю. Это были российские деньги, на которые кормились все. Когда-то это должно наконец кончиться. Помню, как утром 19 августа Ельцин и я звонили в республики, чтобы те поддержали нас против путча. Да и к кому нам было еще обратиться? Естественно, к братским республикам. Сначала Ельцин поговорил с Каримовым. Тот отказался нас поддержать. Кравчук сказал: "А что такое? У меня пока никакой информации нет". Мы позвонили в 3-4 республики, и все безрезультатно. На мой взгляд, они хотели, чтобы все шло по-старому и Россия лишалась своих заслуженных средств. И нашлись силы, которые взялись реализовывать замысел - поставить Россию на колени.

<...>

А дальше то же самое, что было до этого. Они же не готовы были проводить революционные преобразования, направленные на смену социалистического строя на капиталистический. Они бы продолжали делать то, что мы пережили за прошедшие 70 лет. У них не было и иной задачи, нежели расправа с нами.

<...>

После провала ГКЧП события в стране стали развиваться по нарастающей. Через короткое время перестал существовать СССР. Чем это было для вас?

Как и для многих - потрясением. И неожиданностью. К тому времени наиболее строптивыми и несогласными с российской политикой были Узбекистан и Украина. Союзный договор и не был подписан по инициативе Каримова и Кравчука. Кстати, Ельцин поддерживал союзный договор. У меня даже складывалось мнение, что на финальной стадии Горбачёв и Ельцин над ним работали вместе. Заседания президентского совета тогда проходили в том же зале, где и заседания Политбюро. Так Горбачёв и Ельцин даже входили вместе в дверь, предназначенную для генсека. В то время я уже возглавлял Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.


Первое правительство Силаева

Вскоре после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года), 15 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР своим постановлением назначил председателем Совета Министров РСФСР Ивана Силаева.

Почти через месяц, 14 июля Верховный Совет принимает Постановление № 102-I, утвердившее состав возглавляемого Силаевым Совмина РСФСР: Г.В.Кулик (первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР, пинистр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР), Г.И.Фильшин (заместитель председателя Совмина РСФСР, председатель Государственного комитета РСФСР по экономике), Г.А.Явлинский (заместитель председателя Совмина РСФСР, председатель Государственной комиссии по экономической реформе), Н.Г.Малышев (заместитель председателя Совмина РСФСР, председатель Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы), И.Т.Гаврилов (заместитель председателя Совмина РСФСР, председатель Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию), В.Н.Ярошенко (министр внешних экономических связей РСФСР), Э.Д.Днепров (министр образования РСФСР), М.Н.Полторанин (министр печати и массовой информации РСФСР), В.И.Кисин (министр промышленности РСФСР), В.Б.Булгак (министр РСФСР по связи, информатике и космосу), Б.Г.Федоров (министр финансов РСФСР), Н.В.Федоров (министр юстиции РСФСР), Д.Л.Федоров (председатель Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов), В.К.Вожагов (председатель Государственного комитета РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ), А.Н.Стерлигов (управляющий делами Совмина РСФСР).

В дальнейшем Совмин пополнялся новыми людьми (в том числе министром внутренних дел В.П.Баранниковым, министром культуры Ю.М.Соломиным, министром иностранных дел А.В.Козыревым, председателем Российского корпуса спасателей С.К.Шойгу). К моменту окончания своей работы первое правительство Силаева не было окончательно сформировано: в его составе не было министра социального обеспечения, министра по конверсии оборонных отраслей промышленности, председатель Комитета государственной безопасности РСФСР (обязанности председателя КГБ РСФСР исполнял В.В.Иваненко).

Центральное место в работе первого правительства Силаева занимала борьба с общесоюзными органами власти. 9 августа 1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление «О защите экономической основы суверенитета РСФСР»[3], согласно которому признавались недействительными все «заключенные после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР без согласования с РСФСР внешнеэкономические и союзно-республиканские соглашения и сделки по продаже алмазов, золота, платины, драгоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных, цветных и черных металлов, лесоматериалов, пушнины, зерна и других стратегических ресурсов и товаров». 23 августа указом президента СССР это постановление было объявлено не имеющим юридической силы[4], что лишь раззадорило Ельцина и его соратников. Вскоре Совмин РСФСР призвал находившиеся на территории России предприятия выйти из подчинения союзных министерств и перейти под юрисдикцию республиканских, обещая взамен налоговые льготы[5]. Затем Совмин перестал перечислять собираемые на территории РСФСР налоговые платежи в бюджет СССР[6]. В своих интересах правительство Силаева, как могло, использовало и стачечную борьбу шахтёров Кузбаса[7].

Вскоре после начала своей работы Совмин РСФСР столкнулся с последствиями российского «парада суверенитетов»: начались конфликты между центром и автономными республиками, возникновению которых способствовала тяжелейшая экономическая ситуация в стране. Так, в сентябре 1990 года Карельская АССР и Коми АССР, в ответ на невыполнение центром договорных обязательств по поставкам продовольствия, заявили о прекращении поставок центру сырья (топлива, бумаги, древесины)[8]. В Совете Министров РСФСР, что неудивительно, о решениях властей Карелии и Коми не ведали, однако на переговорах с представителями автономной республики проявили уступчивость.

В мае 1991 года, незадолго до первых в истории РСФСР президентских выборов, председатель Совмина РСФСР Силаев заявил, что реализовывать разработанную незадолго до того программу экономических реформ (их, этих программ, было много) он будет только под руководством Ельцина[9].

Второе правительство Силаева

Через месяц после первых в истории РСФСР выборов президента (на которых победу одержала пара Ельцин (президент) - Руцкой (вице-президент)), 12 июля 1991 года вышел в свет указ президента РСФСР № 3, в соответствии с которым Иван Силаев стал председателем Совета Министров РСФСР; на следующий день Силаева утвердил в этой должности V Съезд народных депутатов РСФСР. В течение июля 1991 года указами президента РСФСР были утверждены в своих должностях члены правительства О.И.Лобов (первый заместитель председателя Совмина), И.Т.Гаврилов (заместитель председателя Совмина, министр экологии и природопользования), И.И.Гребешева (заместитель председателя Совмина), А.В.Козырев (министр иностранных дел), И.Н.Лазарев (министр финансов), М.Н.Полторанин (министр печати и массовой информации), В.П.Баранников (министр внутренних дел), В.М.Сергеев (полномочный представитель председателя Совмина в ранге министра РСФСР), Г.В.Кулик (заместителем председателя Совмина, министр сельского хозяйства и продовольствия).

К тому моменту, когда Совет министров был сформирован (указ президента РСФСР № 58 от 16 августа 1991 года), вместе с указанными людьми во втором правительстве Силаева трудились В.Б.Ефимов (министр транспорта), Н.В.Федоров (министр юстиции) В.А.Шубин (министр лесного хозяйства), Е.Н.Беляев (председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора), В.К.Вожагов (председателем Государственного комитета по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ), В.Н.Мачуга (председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту), В.В.Иваненко (председатель Комитета государственной безопасности), А.Ф.Порядин (председатель Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству), В.Б.Булгак (министр по связи, информатике и космосу), В.П.Черногородский (председатель Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур), А.А.Арзамасцев (председатель Государственного комитета по занятости населения), Л.С.Чешинский (министр заготовок), Д.Л.Федоров (председатель Государственного комитета по геологии и использованию недр), С.К.Шойгу (председатель Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям), В.Н.Ярошенко (председатель Государственного лицензионного комитета и временно исполняющий обязанности министра внешних экономических связей), Б.А.Фурманов (председатель Государственного комитета по архитектуре и строительству), Н.Г.Малышев (председатель Государственного комитета по делам науки и высшей школы), А.В.Шаронов (председатель Государственного комитета по молодежной политике), М.Д.Малей (заместитель председателя Совмина, председателем Государственного комитета по управлению государственным имуществом), Ю.Г.Вишневский (председатель Государственного комитета по надзору за радиационной безопасностью), А.Ф.Хлыстов (министром торговли), Е.Ф.Сабуров (заместитель председателя Совмина, министр экономики), Э.Д.Днепров (министр образования).

Во время августовских событий в правительстве Силаева появилось министерство обороны (до того - Государственный комитет по оборонным вопросам), министром обороны РСФСР 20 августа 1991 года стал К.И.Кобец.

Подводя итоги деятельности обоих российских правительств, возглавлявшихся Силаевым, можно сказать, что выдающейся роли в происходивших в 1990 - 1991 годах в РСФСР и всём СССР событиях они не сыграли. Само их существование объяснялось скорее желанием новоявленных российских капиталистов (главным выразителем и защитником интересов которых был Ельцин) иметь «своё», неподконтрольное центральным союзным властям правительство (Силаев сменил на посту председателя Совмина РСФСР А.В.Власова, кандидатура которого была поддержана Горбачёвым во время выборов председателя Верховного Совета РСФСР), чем какой-то практической необходимостью (не даром же и первое, и второе правительства Силаева не были сформированы до конца, - во втором правительстве не доставало, например, министра внешних экономических связей, министра здравоохранения и социального обеспечения, председателя Государственного комитета по делам национальностей[10]). Деятельность правительств Силаева способствовала возникновению новых и развитию уже существовавших кооперативов. Среди советников Силаева был замечен М.Б.Ходорковский[11], вскоре ставший одним из крупнейших российских капиталистов (впоследствии - политический заключённый[12]).

Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР

События, произошедшие 19 - 21 августа 1991 года в городе-герое Москве оказали огромное влияние как на жизнь советского общества, так и на сознание многих миллионов людей. Влияние этих событий на психику некоторых государственных деятелей оказалось разрушительным. В числе этих несчастных оказался первый и последний президент Советского Союза М. С. Горбачёв. 24 августа он, своим указом «О кабинете Министров СССР»[13], поставил перед Верховным Советом вопрос о доверии Кабмину («в связи с тем, что Кабинет Министров СССР не выполнил своего конституционного долга и не принял необходимых мер для срыва государственного заговора, а отдельные члены Кабинета прямо в нем участвовали») и постановил «для организации совместно с республиками оперативного управления народным хозяйством страны создать Комитет во главе с Силаевым И. С. (руководитель), Вольским А. И., Лужковым Ю. М., Явлинским Г. А. (заместители)». Ни о каком соблюдении советских законов речь уже, разумеется, не шла. 5 сентября это признал и сам Горбачёв, подписав Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период»[14], статья 8 которого гласила:

« Положения Конституции СССР действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. »


КОУНХ СССР тем временем начал работать. Союзные министерства должны были продолжить свою деятельность, оперативное руководство ими было возложено на заместителей министров по общим вопросам, которые должны были обеспечивать выполнение указаний комитета[15]. 28 августа 1991 года Внешэкономбанку СССР было выдано подписанное Силаевым разрешение на проведение валютно-финансовых операций[16]. 31 августа принимается постановление о неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием[17], открывшее широкую дорогу на советский (прежде всего - российский) рынок для западного производителя:

5. Министерству внешних экономических связей СССР и Государственному комитету СССР по закупкам продовольственных ресурсов по согласованию с т. т. Лужковым Ю.М. и Куликом Г.В. принять срочные меры по закупкам в сентябре - декабре 1991 г. за границей продовольственных товаров и сырья для их производства в соответствии с заданиями, установленными на текущий год. Внешэкономбанку СССР своевременно открывать аккредитивы и обеспечить первоочередную оплату указанных закупок, включая расходы по транспортировке.

<...>

9. Поручить т. т. Лужкову Ю.М., Кулику Г.В. и Московскому Ю.С. с участием заинтересованных министерств и других органов государственного управления незамедлительно провести переговоры с зарубежными банками о возможности привлечения кредитов для авансовых закупок зерна, шротов, сахара, масла растительного и других продовольственных товаров. Распределение продовольствия, поступающего по импорту, между союзными республиками и другими потребителями производится Комитетом по оперативному управлению народным хозяйством СССР по согласованию с правительствами республик.

10. Освободить в сентябре - декабре 1991 г. и в первом полугодии 1992 г. предприятия и организации от уплаты налога на экспортно-импортные операции при закупке ими продовольствия и товаров народного потребления первой необходимости за счет собственных валютных средств и обменных (бартерных) сделок.


11 сентября Силаев обратился к западноевропейским капиталистам за материальной помощью. Своей революционной натуре Иван Степанович не изменил: даже этой униженной просьбой он сумел нанести некоторый вред европейским буржуа. Дело в том, что председатель КОУНХ мелочиться не стал: он передал находившемуся в Москве комиссару по внешней торговле Комиссии европейских сообществ Ф.Андриессену письмо, в котором содержалась просьба о срочной продовольственной помощи Советскому Союза на сумму 5 - 6 миллиардов экю[18] (6—7,2 млрд долларов), что в товарном выражении должно было составить 5,5 милллионов тонн пшеницы, 800 тысяч тонн говядины, 900 тысяч тонн сахара, 350 тысяч тонн масла. Европейцы были в шоке: столько у них просто не было, даже для помощи «молодой советской демократии»[19].

В конце октября волю своей порочной натуре дал заместитель председателя КОУНХ Г.А.Явлинский. Заботясь о количественном и качественном росте класса новоявленных советских капиталистов, Григорий Алексеевич 1 ноября подписал Распоряжение, КОУНХ СССР № 104р[20], предлагавшее властям советских республик реализовать ряд мер по развитию частной инициативы и предпринимательства и свидетельствовавшее о том, что познания Григория Алексеевича в экономической науке ограничиваются Адамом Смитом, и то - в изложении советских учебников:

Исходя из того, что основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция, первостепенной задачей является создание благоприятных условий для ускоренного развития частной инициативы и предпринимательства

<...>

1. Государство предельно ограничивает свое вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило, только следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции государства: соблюдение законности, оборона и безопасность общества, безопасность и здоровье граждан, налоговое и ценовое и антимонопольное регулирование, предоставление социальных гарантий, соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм.

Собственникам частных предприятий предоставлять право самостоятельно решать вопросы: ценообразования, о количестве и номенклатуре изготовляемой продукции, формах и способах ее реализации, выбора партнеров, найма и увольнения работников, о структуре и видах финансово-хозяйственной деятельности, включая самостоятельное решение вопроса об использовании полученной прибыли. Увольнение работников производится с соблюдением социальных гарантий и на основе действующего законодательства. В отдельных предусмотренных законодательством случаях предприятия, основанные на частной собственности, равно как и предприниматели, не являющиеся юридическими лицами, могут привлекаться к работам по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.


На следующий день, 2 ноября, КОУНХ сделал очередной шаг навстречу американскому и западноевропейскому производителю: в свет вышло Постановление «О мерах по переориентации таможенной политики в целях улучшения обеспечения населения продовольствием, медикаментами и другими товарами»[21]:

« В соответствии с договоренностью, достигнутой с правительствами суверенных государств, Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. До введения в действие общего таможенного тарифа и решения вопросов налогообложения товаров в отношении третьих стран освободить от оплаты таможенной пошлины и от взимания налога на импорт ввозимые в СССР продовольствие, в том числе детское и лечебное питание, медикаменты, оборудование для пищевой промышленности, инвентарь для фермерских и подсобных хозяйств, сырье и материалы для легкой промышленности. 2. Отменить действующие ограничения на посреднические операции при импорте товаров любыми предприятиями и организациями, зарегистрированными на территории СССР в качестве участников внешнеэкономических связей. Разрешить таким предприятиям и организациям импорт товаров для последующей реализации на внутреннем рынке за советскую валюту »


19 декабря 1991 года президент РСФСР Ельцин решил, что ему всё позволено, и упразднил КОУНХ СССР «в связи с созданием Содружества Независимых Государств»[22].

Межреспубликанский экономический комитет СССР

Межреспубликанский экономический комитет СССР был создан в соответствии с антиконституционным горбачёвским законом от 5 сентября 1991 года[14]:

« Статья 5. Для координации управления народным хозяйством, согласованного проведения экономических реформ и социальной политики союзные республики образуют на паритетных началах Межреспубликанский экономический комитет. Председатель комитета назначается Президентом СССР с согласия Государственного Совета СССР. Руководство общесоюзными органами, ведающими вопросами обороны, безопасности, правопорядком и международными делами, осуществляется Президентом СССР и Государственным Советом СССР. Межреспубликанский экономический комитет и руководители общесоюзных органов подотчетны в своей деятельности Президенту СССР, Государственному Совету СССР, Верховному Совету СССР. »


20 сентября председателем МЭК СССР был назначен Иван Силаев[23].

Как и КОУНХ СССР, МЭК проявил себя другом американского товаропроизводителя: во время пребывания в Москве делегации финансовых и банковских кругов США во главе с Н.Брейди (министр финансов) и А.Гринспеном (представитель Федеральной резервной системы) Горбачёв и Силаев обратились к американцам «с настойчивыми просьбами о срочной продовольственной и медицинской помощи»[24] и получили согласие.

14 ноября Межреспубликанский экономический комитет СССР был переименован в Межгосударственный экономический комитет СССР.

Межгосударственный экономический комитет СССР

После того, как Межреспубликанский экономический комитет СССР стал Межгосударственным, у Силаева появилась команда, которую составили заместители председателя комитета Г.В.Кулик и А.И.Бектемисов, а также полномочные представители МЭК в ранге министра СССР В.М.Сергеев и А.В.Зверев.

Команда сумела решить вопрос о том, кто будет погашать внешний долг СССР: ещё 28 октября МЭК СССР подписал с кредиторами Советского Союза меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым за долг СССР отвечали все советские республики по принципу солидарной ответственности (не платит одна - остальные выплачивают за неё). 4 декабря представители 5 республик (РСФСР, Беларусь, Армения, КазССР, Таджикистан) подписали Договор о правопреемстве внешнего долга и активов Союза ССР[25], по которому РСФСР обязалась погасить 61,34% общесоюзного долга, Украина - 16,37%, Республика Беларусь - 4,13%, Казахская ССР - 3,86%, Республика Узбекистан - 3,27%, остальные республики - от 0,62% до 1,64%.

19 декабря 1991 года МЭК СССР постигла судьба КОУНХ СССР[22].

Примечания

  1. Силаев Иван Степанович // Герои страны
  2. Иван Силаев: "Я хотел расстрелять всех членов ГКЧП" // pseudology.org
  3. Постановление Президиума ВС РСФСР от 9 августа 1990 года «О защите экономической основы суверенитета РСФСР» // Правотека
  4. Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик о Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 августа 1990 года // К Союзу суверенных народов: Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета / сост. Дронченков А.И. - М., 1991 год; с. 393.
  5. Безвременное правительство // Коммерсантъ Власть № 22 (274), 16 июня 1998 года.
  6. Момент истины Виктора Черномырдина // Коммерсантъ № 127 (595), 12 июля 1994 года.
  7. Шахтерские забастовки: угля не будет, проблемы останутся // Коммерсантъ № 13 (63), 25 марта 1991 года.
  8. Санкции автономий против России: Коми отказалась от блокады // Коммерсантъ № 38 (38), 24 сентября 1990 года
  9. Иван Силаев: работать буду только с Ельциным // Коммерсантъ № 21 (70), 20 мая 1991 года.
  10. А между тем, обладающий всеми полагающимися полномочиями председатель Госкомнаца РСФСР совершенно не помешал бы: вслед за союзными республиками «парад суверенитетов» провели автономные республики, входившие в состав России; Верховный Совет РСФСР затеял «реабилитацию репрессированных народов»; начиналось кровопролитие в Чечне. Обязанности председателя Госкомнаца исполнял ничем себя не проявивший Л.П.Прокопьев, в дальнейшем - член КПРФ.
  11. Проханов А. Михаил Ходорковский: «Только мобилизационный проект!» // Завтра № 37 (617), 14 сентября 2005 года.
  12. Конечно, Ходорковский воровал. Но если Ходорковского за воровство, совершённое во время «приватизации», сажают, а В.Ю.Алекперова (первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности в первом и последнем Кабинете Министров СССР) - нет, то вывод можно сделать только один: хоть и осудили Ходорковского за воровство, но не потому, что воровал, а по политическим мотивам.
  13. Указ Президента СССР от 24 августа 1991 г. № УП-2461 «О Кабинете Министров СССР» // Портал законодательства Российской Федерации Ruspravo.org
  14. 14,0 14,1 Закон СССР от 05.09.1991 № 2392-1 «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» // consultant.ru
  15. Прежде Всего // Коммерсантъ № 35 (79), 2 сентября 1991 года.
  16. Красницын В. Наше золото от нас не уйдет! // Коммерсантъ № 35 (79), 2 сентября 1991 года.
  17. Постановление Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 31.08.1991 № 4 «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием» // consultant.ru
  18. ЭКЮ (англ. European currency unit - Европейская валютная единица) - денежная единица, использовавшаяся в валютной системе Европейского экономического сообщества и Европейского союза в 1979 - 1998 годах. Была введена только в безналичный расчёт. 1 января 1999 года ЭКЮ была заменена на евро по курсу 1 евро = 1 ЭКЮ.
  19. Седаков С. Силаев испугал ЕС: попросил слишком много // Коммерсантъ № 37 (81), 16 сентября 1991 года.
  20. Распоряжение Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 1 ноября 1991 года № 104р // innovbusiness.ru
  21. Постановление Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР № 39 от 2 ноября 1991 года «О мерах по переориентации таможенной политики в целях улучшения обеспечения населения продовольствием, медикаментами и другими товарами» // Коммерсантъ № 43 (87), 11 ноября 1991 года.
  22. 22,0 22,1 Указ Президента РСФСР № 299 от 19 декабря 1991 года «О Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и Межгосударственном экономическом комитете» // Портал законодательства Российской Федерации Ruspravo.org
  23. Указ Президента СССР от 20 сентября 1991 года № УП-2599 «О назначении Силаева И. С. Председателем Межреспубликанского экономического комитета» // consultant.ru
  24. Мартынов О. Американский министр финансов приехал познакомиться // Коммерсантъ № 38 (82), 23 сентября 1991 года.
  25. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР // Правотека