Ревизионизм

Ревизиони́зм (revisio — пересмотр, от лат. visio, смотреть, с приставкой re… («пере…») — альтернативное направление, возникающее внутри некоторой устоявшейся теории, доктрины и т. п., и провозглашающее необходимость пересмотра (ревизии) каких-либо её постулатов. Противостоящие им представители «классического» (не изменённого, исходного) течения мысли («мейнстрима») называют сторонников такого пересмотра ревизионистами.

Термин принадлежит области светских социальных наук — политологии, истории отдельных партий и движений. В богословии схожий, в известной степени, феномен определяется термином «ересь» (от др.-греч. αἵρεσις, выбор, мнение), когда еретики, не отрицая догматов вероучения в целом, допускают отклонения от таковых, развивая иные подходы и трактовки.

Термин «ревизионизм» в его современном понимании впервые был применён в немецкой социал-демократии по отношению к концепции Э. Бернштейна, который объявил о необходимости пересмотра («ревизии») марксизма применительно к новым историческим условиям.

Ревизионизм в истории марксизма-ленинизма

Применительно к марксизму-ленинизму ревизионизм определяется как оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных положений марксистской теории. Поскольку оспариваемые ревизионистами положения не умозрительны, а подтверждаются практикой и имеют научное обоснование, сам ревизионизм рассматривантся как антинаучное направление.

Различают ревизионизм справа, который заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами, и ревизионизм «слева», подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению ревизионизм — результат мелкобуржуазного и буржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции ревизионизм выступает как проводник влияния буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу ревизионизма составляют эклектическая смесь субъективизма, догматизма, механистического материализма, а также схематизм и односторонность.

Ревизионизм возник в конце 70-х гг. XIX века в германской социал-демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление ревизионизм оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению (см. Бернштейнианство). В начале 20 в. ревизионизм распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К.Каутский, О.Бауэр, Э.Вандервельде, Ф.Шейдеман, К.Легин, С.Прокопович, Л.Мартов, Л.Троцкий и др.).

В конце XIX — начале XX вв. ревизионизм выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектического материализма, пытались соединить научный социализм с кантианством, берклианством и махизмом. В экономической теории, ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политической области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. «…„Конечная цель — ничто, движение — всё”, это крылатое словечко Бернштейна, — писал Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым ревизионизмом в революционном рабочем движении проявил себя и «ревизионизм слева», который в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и который, как отмечал В.И.Ленин, «…тоже приспособляется к марксизму, „исправляя” его…» (там же, с. 25).

Научно обоснованную, глубокую критику ревизионизма дал В.И.Ленин. Обстоятельная критика ревизионизма содержится также в ряде работ Г.В.Плеханова, Р.Люксембург, К.Либкнехта, Ф.Меринга, К.Цеткин и др.

После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20—40-е гг. проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и «левый» («левый коммунизм») ревизионизм.

Массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 1950-х гг. Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития коммунистического движения, в конце 1950-х гг. широко распространился ревизионизм справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на социал-реформистский путь [А.Лефевр, П.Эрве (Франция), Дж.Гейтс, А.Биттелмен (США), А.Джолитти (Италия), М.Джилас (Югославия), Р.Зиманд, Л.Колаковский (Польша), Э.Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.

«Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, — пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его „устаревшим” и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба» («Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников ревизионизма.

На протяжении 1960 — начала 1970-х гг. в коммунистическом движении проявил себя ревизионизм «слева». С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг. выступали О.Шик, Н.Свитак и др. (Чехословакия), Р.Гароди (Франция), Э.Фишер, Ф.Марек (Австрия) и др.

Во третьей четверти XX века правый ревизионизм в методологическом плане выступал против марксистско-ленинского учения по всей линии, по существу отвергает необходимость революции и стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что современная научно-техническая революция полностью преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это приводит якобы к гуманистическому перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в капиталистическую систему, к утрате им своих революционных традиций и ведущей роли, которая переходит к интеллигенции. Правый ревизионизм утверждал, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигает требования его «гуманизации», установления «социализма с человеческим лицом». Реальное выражение подобные лозунги получили в призывах к ослаблению государственного руководства экономикой, допущению «свободной игры политических сил», «чередования партий у власти», т. е. возврату на деле к буржуазной демократии. Правый ревизионизм в эти годы ратувал за многообразие принципиально отличающихся «моделей социализма», за плюрализм марксизма.

В годы расцвета СССР и мировой системы социализма международное революционное рабочее и коммунистическое движение вело решительную борьбу против ревизионизма справа и «слева», который упорно старался идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды.

После прихода к власти в СССР М. С. Горбачёва, взявшего курс на т. н. перестройку — термин этот по сути, синонимичен коренной ревизии — противостояние ревизионизму резко ослабло, что привело к крушению власти народа в Советском Союзе и братских социалистических странах. Наряду с антимарксистскими и антикоммунистическими движениями, приступившими к разложению общественного сознания на «легальной» основе, стали нарастать явления ревизионизма и внутри правящих коммунистических и социалистических партий. Находясь в настоящее время в составе оппозиции тому или иному правящему буржуазному режиму, многие из этих партий, по-прежнему носящих название «коммунистических» или «социалистических», на практике придерживаются ревизионистского курса в классическом понимании этого термина.

Литература

  • Маркс К., Энгельс Ф. [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо») от 17—18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 19.
  • Ленин В. И. Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17.
  • Ленин В. И. Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20.
  • Ленин В. И. Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23.
  • Ленин В. И. Крах II Интернационала, там же, т. 26.
  • Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41.
  • Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961.
  • Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969.
  • Против современного ревизионизма, М., 1958.
  • Бутенко А. П. Основные черты современного ревизионизма, М., 1959.
  • Бутенко А. П. Реформизм и правооппортунистический ревизионизм, в кн.: Идеология современного реформизма, М., 1970.
  • Марксизм-ленинизм — единое интернациональное учение, т. 1—3, М., 1968–69.
  • Мазур В. Н. Ревизионизм вчера и сегодня. К., 1973.
  • Современный правый ревизионизм, М. — Прага, 1973.

См. также

Примечания