Русская философия совершенства
Ру́сская филосо́фия соверше́нства[1] - совокупность идей председателя ЦКРК КПРФ В.С.Никитина, которую он выдаёт за философию русской цивилизации.
Предыстория
Как уже сказано, русская философия совершенства представляет собой совокупность идей. Первая из них - идея об отсутствии развития; согласно В.С.Никитину, т.н. «русская цивилизация» имеет своей основой «исторически сложившийся тип общества»[2], который, хотя и харктеризуется, как «исторически сложившийся», представляется Никитину неизменным со времён «наших предков» и, самое меньшее, до эпохи Ленина и Сталина. При этом, изменения в обществе возможны, - они являются результатами «социальных проектов»:
Большевики в начале ХХ века смогли этого добиться. Они предложили российскому народу понятный и воспринятый им социальный проект |
Главным образом Никитин рассматривает две «цивилизации»: западную и русскую. Для этих цивилизаций, если верить Владимиру Степановичу, характерны различные типы общества: «индивидуалистический» - для западной, «коллективистский» - для русской. Разные типы общества, по мнению председателя ЦКРК КПРФ, обусловливают различный склад ума и, в конечном счёте, различную философию. Философия западной цивилизации - это «философия Свободы», в первую очередь - свободы личности; для русской же цивилизации, согласно Владимиру Степановичу, характерна «философия Совершенства».
Суть
Мир представляется Владимиру Никитину и его «предкам» застывшим и лишённым какого-либо движения, развития, хотя и «гармоничным»:
Наши предки воспринимали мир, как совершенство, как единый космос, как гармонию человека, общества и природы. |
Естественно, никаких противоречий, согласно «философии Совершенства», не может быть и в обществе, - что уж говорить о классовой борьбе:
Они осознавали мир, как всеобщую связь явлений, требующую познания, а общество рассматривали, как единую семью, живущую по общему нравственному закону – по совести, в единомыслии и согласии, взаимодействии и содружестве. |
Государство возникает в результате договора всех со всеми (правда, не совсем понятно, для чего):
Они строили соборное государство, главным условием существования которого было единство слова и дела. |
Если же какие-либо противоречия в обществе возникают, - их нужно устранять путём «совершенствования общественных отношений», под которым подразумевается достижение «лада»:
Целью их жизни был не материальный успех, а совершенство общественных отношений – лад в семье, обществе и богатство души. |
То есть, если Вас, допустим, ограбили, - необходимо поблагодарить того, кто Вас ограбил (ибо он избавил Вас от «материального успеха»), наладить с ним отношения (чтобы если снова достигнете «материального успеха», - он снова мог Вас ограбить) и наслаждаться образовавшимся «богатством души»[3].
Марксизм и русская философия совершенства
Признавая учение Маркса «гениальным», Владимир Степанович, тем не менее, находит в нём ряд недостатков. Наиболее существенный из них - любовь основположников марксизма к демократии:
Ленин переосмыслил данное К. Марксом и Ф. Энгельсом определение социализма, как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, т.к. оно несло в себе стандарты западной философии Свободы. Он предложил России социальный проект социализма, как совершенного строя, который установлен с учетом специфики общества, с учетом исторического опыта страны, с учетом всех сторон жизнеустройства народа. Поэтому Ленин не пошел по пути, начертанному основоположниками марксизма в Манифесте Коммунистической партии, где сказано, что первым шагом рабочей революции является завоевание демократии. Исходя из особенностей русского миропонимания, Ленин выбрал государственный строй в форме народовластия советского типа, исконно русской формы самоуправления, теоретически осмысленной еще в Русском проекте великих учителей славян Кирилла и Мефодия (1Х век), названном «Славянская кормчая», где была раскрыта теория о власти лучших. Ведь коренное отличие демократии от народовластия состоит в том, что при демократическом строе выборы происходят по богатству, а при народовластии по добродетели, по заслугам, по уму. Демократия это диктатура буржуазии, а Советы это власть трудящихся. Советская власть это власть лучших, а не власть богатых. |
Поскольку Владимир Степанович неоднократно избирался в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации и на сегодня является её депутатом, необходимо отметить его самокритичность: получается, что его в Госдуму выбрали не по добродетели, заслугам и уму, а по богатству; а если учесть, что дело происходило в России в 90-ые годы XX - начале XXI века, - напрашивается вопрос, откуда у одного из руководителей КПРФ это богатство взялось. Конечно, если бы по добродетелям, заслугам и уму выбирали не депутатов Госдумы, а хотя бы председателей ЦКРК КПРФ, - у Владимира Степановича не было бы никаких шансов[3].
Примечания
- ↑ Возможны и другие варианты расстановки ударений, поскольку последнее слово остаётся за Никитиным
- ↑ Здесь и далее, если не указан иной источник, цитируется по: Никитин В.С. «Марксизм-ленинизм и русская философия совершенства»
- ↑ 3,0 3,1 Следует отметить, что сам Владимир Степанович, естественно, не делал из своих построений столь радикальных выводов.