Трудолюбие

Трудолю́бие — моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве её результатов. Его проявления — трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Трудолюбие противопоставляется тунеядству.

Как социальное свойство личности трудолюбие является одним из выражений её положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлечённость и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. В этом смысле трудолюбие противоположно отношению к труду как к принудительной необходимости, неизбежному злу, источнику корысти или средству достижения общественного положения.

Трудолюбие, которое воспитывается в человеке самим повседневным процессом труда, формировалось в трудящихся массах на протяжении всей истории человеческого общества. Но с другой стороны, принудительный характер труда в эксплуататорском обществе порождает отрицательно-неприязненное отношение человека к нему. «…Как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, — писал об этом К. Маркс, — от труда бегут, как от чумы»[1]. Само моральное требование трудолюбия, обращённое к эксплуатируемым, имеет лицемерный смысл духовного закабаления трудящихся. Только при социализме впервые основой трудолюбия становится, как правило, сознательное отношение личности к интересам общества. Поэтому оно приобретает подлинно нравственный смысл. М. И. Калинин говорил:

«Любовь к труду является одним из главных элементов коммунистической нравственности».

Формирование трудолюбия в каждом члене социалистического общества является одной из первоочередных задач коммунистического воспитания трудящихся.

См. также

Примечания

  1. Собрание сочнений К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 42, с. 91