Коммунистическая Энциклопедия

Четвёртая пятилетка

Четвёртая пятилетка — четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1946 года до 31 декабря 1950 года включительно. Начало периода послевоенного восстановления народного хозяйства СССР.

Главная задача пятилетки

Формула главной задачи 4-й пятилетки — «послевоенное восстановление народного хозяйства СССР и его дальнейшее мирное развитие».

После войны И.В.Сталин, по ряду признаков, стал выстраивать новую систему распределения функций управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти. Так или иначе, 4-я пятилетка была единственной в истории экономики СССР, план которой не выносился на рассмотрение съезда партии. Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток — резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.

Одновременно с принятием закона о пятилетнем плане Верховный Совет СССР преобразовал высшие институты управления экономикой: СНК — в Совет министров СССР, а наркоматы — в министерства.

В 1947 году были образованы Госснаб (госкомитет по снабжению народного хозяйства) и Гостехника (госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство).

Денежная реформа

Важнейшим событием 4-й пятилетки в сфере финансов и торговли стала денежная реформа 1947 года, проведённая одновременно с массовым снижением цен и отменой карточной системы. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 года позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году.

В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России. Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Мелкие (до 3000 рублей), составлявшие 80% всех вкладов, не переоценивались, и таким образом их владельцы получили существенную «премию». Для сумм от 3 до 10 тысяч рублей отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 рублей и выше — 2:1.

Розничные цены снизились в среднем на 17%, а цены колхозных рынков более, чем в 3 раза.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения. Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках. При том, что наличноденежная масса уменьшилась с 43,6 до 14 миллиардов рублей, не было предъявлено к обмену дензнаков на сумму около 4 миллиардов руб.

В 1948 году все госзаймы предшествующих лет были конвертированы в Государственный 2% заём 1948 года, после чего в 1949–57 годах ежегодно выпускался новый государственный заём.

28 февраля 1950 года была произведена ревальвация рубля к доллару, с 5,3 до 4 рубля. Новое золотое содержание рубля было определено равным 0,222168 грамма.

Среднегодовые затраты на займы составляли в 1956 году: на одно крестьянское хозяйство 214 рублей (17,83 в месяц), а у рабочих и служащих 76,6% месячной зарплаты (6,4% в месяц).

Политика розничных цен

На первую послевоенную пятилетку легла непростая задача отмены карточной системы распределения ряда товаров массового спроса. Карточные системы и нормативы распределения во время второй мировой войны действовали и в ряде крупнейших капиталистических экономик; нормирование распределения прочно закрепило за собой роль одного их мощнейших инструментов государственно-монополистического регулирования. К нему буржуазное государство прибегает при каждом случае, когда либеральные принципы свободы рынка и ценообразования в силу тех или иных факторов чреваты катастрофическими последствиями для господства капитала.

Антисоциальный характер буржуазного государства в полной мере проявляется в те моменты, когда по завершении полосы усиленного госрегулирования приходится отменять нормы и карточки. Так, зимой 1945-1946 года западные зоны побеждённой Германии по вине союбзников потерпели самую настоящую гуманиторную катастрофу, когда от голода и холода погибли десятки тысяч мирных жителей — стариков, женщин и детей. Полуголодное существование влачили в эти годы и жители рядва другиз периферийных стран, например, Норвегии. Помощь, предоставленная впоследствии по плану Маршалла, имела на этом фоне значительный пропагандистский эффект и позволила мировому империализму удержать в своей орбите страны, население которых в годы мировой войны стало объективно склоняться к социализму.

Гипотетическая возможность получения кредитов Советским Союзом по этой линии, о которой рассуждают некоторые публицисты, была блефом. Реальный объём инвестиционных ресурсов и товарной массы, которые могли предоставить США другим странам по окончании войны, были внушительны, но не безграничны. Для СССР с учётом масштабов разрушений и численности населения требовалось едва ли не больше, чем континентальной Западной Европе — США чисто физически не смогли бы предоставить Советскому Союзу такие средства. Поэтому «кабальные условия» предоставления средств служили дополнительной гарантией тому, что СССР не спутает все карты, формально запросив у Запада кредиты под машины, оборудование и товары массового спроса.

Цены на товары оставались выше предвоенных, и поэтому после денежной реформы и вплоть до 1954 года ежегодно проводилось их снижение. В 1954 году цены составляли уже 43% от уровня 1947 года, но ещё превышали предвоенные. Ежегодное снижение розничных цен служило инструментом повышения благосостояния одновременно всего населения, при этом в наибольшем выигрыше оказывались наименее оплачиваемые слои населения, в том числе крестьянство.

Чтобы предотвратить ажиотажную скупку товаров, перед отменой карточек был предварительно накоплен товарный запас на сумму 1,7 млрд. рублей. После отмены карточек, с переходом к единым розничным ценам резерв был «разбронирован» и поступил в торговые сети городов (1,1 млрд. рублей) и сёл (0,6 млрд рублей).

Некоторые итоги пятилетки

За 4-ю пятилетку было восстановлены и введены в действие 6,2 тысяч, или практически все крупные промышленные объекты. Капиталовложения в народное хозяйство составили 48 миллиардов рублей. Был восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга и шахты Донбасса. К концу 1948 года промышленность вышла на довоенный уровень. В городах и посёлках восстановили и построили 201 миллион м² общей площади, в том числе 2,7 миллиона индивидуальных домов на селе. Всё жильё государство предоставляло, как и прежде, бесплатно.