Коммунистическая Энциклопедия

Эклектика

Эклектика (от греческого ἐκλεκτικός) — момент в развитии системы знаний, характеризующийся присутствием в ней элементов, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда взаимоисключающим аспектам рассмотрения объекта.

Эклектика как методологический приём

В качестве осознанного методологического приёма эклектика появляется впервые в позднегреческой философии и особенно распространяется в канонизирующей деятельности александрийских философов, филологов, теологов, учёных эллинистического периода. Эклетика широко использовалась в схоластических диспутах средневековья, опиравшихся на авторитетную цитату, и в спорах нового времени.

Эклектика особенно часто встречается в периоды коренной перестройки теорий или мировоззренческих схем и выступает в двух формах:

Конвергентная

Печатью конвергентной эклектики отмечены системы орфиков, книги Ветхого завета, многие философские школы римского периода, некоторые философские системы нового времени и т.д. Этот вид эклектики можно рассматривать как первичную форму освоения новой проблематики, когда заимствованные новой системой термины и проблемы долгое время сохраняют реликтовые акценты и границы. Такое заимствование оказывается иногда единственным способом воздействовать на сложившуюся систему значений и толкнуть её к перестройке.

Дивергентная

Дивергентная эклектика связана с обнаружением в единых и простых прежде терминах типологических различий и поляризации значений по различным концептам. Примерами такой эклектики могут считаться возникновение корпускулярной и волновой теорий света, связанное с разделением света как объекта изучения, а также поляризация значений в ряде современных философских терминов. Так, традиционное понимание деятельности разлагается на гетерономию репродукции и творчества; традиционная психофизическая проблема разлагается на психофизиологическую и психосоциальную и т.д.

Оба эти типа эклектики представляют закономерные моменты познания, средства активного воздействия на сложившиеся теории и взгляды.

Эклектика как момент в развитии знания

Применяется в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя опору в моде, привычке, традиции, стремлении к унификации и в ряде других свойств человеческой психики, позволяющих, при некотором искусстве, подменять логические основания и концепты сообразно с поставленной целью. Пустоту и бесплодие таких построений отмечали многие философы начиная с Сократа и Аристотеля. Резко отрицательно относились к эклектике классики марксизма-ленинизма, особенно Ленин. Критикуя попытки выдать эклектику за диалектику, Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность эклектики:

«...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, даёт кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не даёт никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития».