Дицген, Иосиф

Иосиф Дицген
Josef Dietzgen

Dietzgen.jpg

Signatur-Dietzgen.jpg

Родился 9 декабря 1828
г. Бланкенберг
Германия
Умер 15 апреля 1888
г. Чикаго
США
Профессия рабочий-кожевник, писатель, публицист, редактор
Партия Социал-демократическая партия (с 1869)
Вероисповедание отсутствует
(атеист)
Основные интересы теория познания, логика, диалектика
Оказали влияние Маркс
Фейербах

Питер Иосиф Дицген (нем. Peter Josef Dietzgen), более известный как Иосиф Дицген (9 декабря 1828 — 15 апреля 1888) — немецкий рабочий-кожевник, самоучка, философ-марксист, социал-демократ.

Краткие биографические сведения

С детства вплоть до 1848 работал в небольшой кожевенной мастерской отца. С 1849 в продолжение двадцати лет скитался по Европе и Америке, толкаемый неукротимым стремлением к знанию и общественной деятельности, в поисках такой работы, которая дала бы ему возможность соединить все это. В июне 1849 Дицген едет в Америку, в 1851 возвращается в Европу, а в 1859 опять переселяется в Америку. В 1864 работает в России, в Петербурге, заведуя технической частью кожевенного завода. В 1869 смерть отца заставляет Дицгена возвратиться в Германию. Он лично знакомится с Марксом, с которым ранее состоял в переписке. В Германии Дицген принимает активнейшее участие в работе социал-демократической партии. Он пишет ряд статей по экономике и философии в партийных органах и ряд брошюр. В 1884 Дицген снова переезжает в США, где редактирует партийный орган «Der Sozialist» и «Chicagoer Arbeiter-Zeitung» (в 1886). Там же им написаны: «Экскурсии социалиста в область теории познания» (1886) и последняя его работа «Аквизит философии» (1887).

Становление революционного мировоззрения

Дицген родился и жил в ту же эпоху, что и Маркс и Энгельс. Это была эпоха буржуазно-демократических революций в передовых странах Европы и зарождения и развития массового рабочего движения. Это был период превращения пролетариата из класса в себе в класс для себя, в самостоятельную силу, осознавшую свои классовые интересы. В этот период возникают первые массовые политические организации пролетариата. Чартистское движение, революция 1848, особенно июньское восстание парижского пролетариата, организация 1-го Интернационала (1864) и германской социал-демократической партии (1869) — вот главные этапы, характеризующие политический рост пролетариата в ту эпоху. Особенно сильно было обострение классовых противоречий и классовой борьбы на родине Дицгена — в Германии, которая в 40-х гг. была узловым пунктом противоречий капиталистического общества.

Об одаренности И. Дицгена

Дицген закончил начальную школу и только два года проучился в городском училище, так как был вынужден помогать отцу в кожевенной мастерской. Несмотря на это, упорно стремился получить образование: у пастора изучал латынь, самостоятельно – французский, работал над книгами по политэкономии и философии, читал художественную и социалистическую литературу, писал стихи. Даже во время работы в мастерской рядом с ним всегда лежала открытая книга. [1]

Революция 1848 пробудила Дицгена к сознательной политической жизни; знакомство с Людвигом Фейербахом, «Манифест Коммунистической партии» и наконец изучение произведения К. Маркса «К критике политической экономии» (1859) — важнейшие моменты в развитии Дицгена, в процессе осознания им значения и роли классовой борьбы пролетариата и выработки философии диалектического материализма. Основные положения К. Маркса, развитые в книге «К критике политической экономии», что «способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс социальной, политической и духовной жизни вообще», что «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет сознание», послужила для Дицгена исходным пунктом в его теоретических исследованиях. Двадцатилетние скитания Дицгена и его работа на производстве не дали ему возможности следить за работой и борьбой Маркса и Энгельса и разработать теорию материалистической диалектики непосредственно под их влиянием и руководством, но первого толчка, полученного от знакомства с вышеуказанной книгой К. Маркса, было достаточно для того, чтобы Дицген, продолжавший неутомимо и самоотверженно теоретическую работу урывками от производства, самостоятельно пришёл к диалектическому материализму, преодолев не только идеализм и агностицизм, но и метафизический материализм. В 1868 Дицген шлёт из Петербурга свои рукописи К. Марксу, который после прочтения пересылает их Ф. Энгельсу. Об одной из них Энгельс пишет Марксу:

Источники его (то есть работы Дицгена. — Я. Г.) (например, Фейербах, твоя книга и различные популярные брошюрки по естественным наукам) можно отчасти сразу определить по его терминологии; но трудно сказать, что он ещё читал кроме этого… Диалектика тоже имеется, но скорее в виде проблесков, чем в связном виде. Объяснение вещи в себе как мысленной вещи было бы очень хорошо и даже гениально, если бы можно было быть уверенным, что он сам придумал это.[author 1]

В ответ на это письмо Маркс пишет:

Рассуждения Дицгена, кроме тех мест, в которых непосредственно чувствуется влияние Фейербаха и т. д. (то есть и влияние Маркса. — Я. Г.), словом, его источников, я считаю вполне самостоятельною работою… Несчастье для него, что как раз Гегеля он не изучал.[author 2]

Наконец в 1886 Энгельс высказывает своё окончательное мнение о Дицгене: «Замечательно, — пишет он, — что не одни мы вновь открыли эту материалистическую диалектику… немецкий рабочий Иосиф Дицген открыл её независимо от нас и даже независимо от Гегеля».[author 3]

Философия Дицгена — диалектический материализм

Дицген — материалист, и его разделение философов на два основных лагеря вполне сходится с известным тезисом Энгельса по этому вопросу. Дицген говорит:

Идеализм выводит телесный мир из духа, следуя по стопам религии… Для нас, диалектических или социал-демократических материалистов, духовная способность мышления есть развившийся продукт материальной природы.[author 4]

Важно отметить, что Дицген не только противопоставляет материалистов и идеалистов, но вскрывает логические корни идеализма, то есть предугадывает ту мысль, которая наиболее чётко выражена Лениным: что «раздвоение познания человека и возможность идеализма (= религии) даны уже в первой, элементарной абстракции»[author 5] Дицген неоднократно подчеркивает, что идеализм не просто чепуха, а есть «одностороннее», «беспредельное» «раздувание» одной из сторон познания «в абсолют, оторванный от природы, обожествленный». Отсюда задача вскрыть в мистическом эти черточки, стороны, грани, найти элементы рационального у идеалистов, вернее, проследить их развитие во всей истории философии и определить их настоящее место, их подлинное значение, их источник. Высказывания по этому поводу мы найдём почти во всех философских произведениях Дицгена.

Положительным в развитии спекулятивной философии Дицген считает развитие метода или «общую природу процесса мышления». «Спекулятивный метод… как бы тайком, благодаря чувственной природе объекта, превращается в индуктивный метод». То есть здесь у Дицгена в наиболее ранней работе (1869) мы видим принципиально правильное его отношение как диалектического материалиста к источникам и исторической роли идеализма.

Дицген отстаивает «материалистическую теорию познания», теорию «отражения». «Познавательная способность не есть какой-либо сверхъестественный источник истины и зеркалоподобный инструмент, отражающий вещи мира или природу», и в другом месте: «Мысленные вещи суть образы, действительные образы, образы действительности». Задачу теории познания Дицген видит в изучении устройства нашего мыслительного аппарата и его работы, то есть в смой постановке вопроса у Дицгена намечается понимание совпадения теория познания с логикой. Дицген этот момент подчеркивает: «Теория познания, ставшая специальным предметом философии, есть не что иное, да и не может быть ничем иным, как только расширенной логикой».

Теория познания у Дицгена является теорией применения мыслительного аппарата, теорией, которая помогает хорошо «играть», то есть действовать при помощи мышления, то есть методологией действия. Мы имеем у Дицгена правильное диалектико-материалистическое понимание соотношения теории познания и практики. Дицген так определяет роль теории:

Практический результат всякой теории в том и состоит, что она знакомит нас с системой, с методом её объектов и дает нам возможность действовать в жизни с предвидением успеха… Только теория… освобождает нас от игры случая… Она нам даёт господство над предметом и безусловную уверенность в деле пользования им.[author 6]

Исходя из этого диалектического понимания содержания и роли материалистической философии, Дицген чувствует необходимость в единстве предмета материалистической теории познания, логики и диалектики. Он пишет: «Для более удобного понимания следовало бы рекомендовать этому новому кругу логического познания дать какое-нибудь особое, специальное название, вроде „теории познания“, известной также под именем „диалектики“». Будучи диалектическим материалистом, Дицген воюет против механицизма. Он признаёт объективность качества. Отрицание объективного существования качественных различий или сведение их лишь к количественным изменениям Дицген называет «философской бесцеремонностью».

Для Дицгена не существует «мучительного» (для профессора-доктринёра) вопроса о теоретической, априорной «доказуемости» материи и материализма. Вопрос разрешается для него всем его бытием рабочего. Дицген понимает, что, прежде чем мыслить, надо существовать материально, то есть с кожей, мясом, костями и пр. Дицген понимает, что «в начале было дело»… Это проявляется в частности и в том, как он разрешает проблему «понятия» в мышлении.

Понятие создается инстинктивно, непроизвольно.
Человек прежде всего мыслит не потому, что он хочет, а потому, что он должен.
Из письма И. Дицгена К. Марксу

Я не питаю сильных надежд на скорую гибель капиталистического хозяйства. Я верю скорее в факты, чем в общее познание. В нашем столетии, — и я боюсь, что может быть, и в будущем, — двигать всемирную историю будет больше инстинкт, чем сознание. Ведь мы работаем во имя дела, которое растёт и развивается медленнее, чем каждый из нас идёт навстречу угасанию, навстречу смерти.

Санкт-Петербург, 20 мая 1868 г. [2]

Человек действует и действует как человек, то есть так или иначе осознаёт и мир и свои действия. Практика предшествует понятию о предмете, практика раскрывает предмет перед мышлением.

Дицген понимает, что содержание понятия есть содержание предмета, но в иной форме, то есть что «мышление — аналог действительности». «Мир, находящийся вне нас, — говорит он, — явления природы и жизни мы воспринимаем в двоякой форме: в конкретной, разнообразной, чувственной, и в абстрактной, духовной, единообразной. Для наших чувств мир является чем-то разнообразным. Голова сводит эти формы к единству»[author 7]. Дицген подчеркивает, что абстрактное в материалистической диалектике не только общее, но и наиболее глубокое, наиболее конкретное, то есть единство общего и особенного. «Анализ способности мышления, — говорит Дицген, — показывает, что она есть способность выводить из частного общее», что «сознание обобщает различное общее», то есть выводит общее, сохраняя все богатство частного, то есть ничего не теряет, а приобретает.

Общее содержится в вещах. И этот вопрос Дицген разрешает как материалист-диалектик. «Но… общее существует в действительности, или в чувственности, только в особенном виде». Задача мышления, по Дицгену, заключается в том, чтобы подвести «под одну крышу все разнообразие» мира, чтобы при помощи понятия воспринять «всю природу во всей ее уникальности». — Дицген настаивает на принципиальной познаваемости мира. Он правильно понимает ошибочность кантовского агностицизма и преодолевает Канта с его непознаваемой «вещью в себе», правильно истолковывая её лишь как мысленную вещь, как пустую абстракцию.

Познание человека беспредельно в своём процессе, познание в состоянии познать природу всю целиком и не в состоянии познать, ибо природа — беспредельна, неисчерпаема. Наше мышление — дитя природы, по отношению к мышлению природа «не знает особенной застенчивости», то есть раскрывает себя целиком. «И тем не менее природа застенчива, — говорит Дицген, — она никогда не раскрывается сразу и полностью. Она не может раскрыться целиком, потому что она неисчерпаема по своим дарам».[author 8] Но средства нашего мышления, его внешний аппарат — наши чувства — ограничены. Каким же образом наше познание не ограничивается явлениями, но проникает и в сущность вещей? Дицген на это отвечает, что человек при помощи орудий увеличивает мощь своих естественных органов. Человек при помощи микроскопа видит не хуже пчелы мельчайшие вещи и при помощи телескопа видит дальше всех живых существ, химические препараты разлагают и синтезируют ему все вещества, акустические приборы улавливают ему недоступные для уха колебания и т. д. Здесь у Дицгена мы имеем понимание могущества человеческой практики. Практика не ограничена, поскольку не ограничено познание человека.

Ошибки Дицгена и их использование буржуазной философией

У Дицгена много неясностей, недостаточной продуманности, что объясняется между прочим тем, что он не имел серьёзной школы. — Само собой разумеется, что ни Маркс ни Ленин не могли пройти мимо путаницы у Дицгена. Дицген ошибается, когда говорит, что «в понятие материи надо включить и мысли», что «понятие теории надо расширить», ибо «сюда относятся все явления действительности, следовательно, и наша способность познавать, объяснять», что мы можем «с таким же правом назвать себя идеалистами»; ошибается, когда говорит о «недостаточности материалистического принципа» и о признании науки и искусства как «положительной стороны современного идеализма», как будто материализм отвергает то и другое. Дицген ошибается, когда говорит, что мы a priori знаем о всеобщности и неизменности природы вещей, что всякое явление есть продукт субъекта и объекта, и не поясняет этого. Зачастую Дицген чрезмерно подчёркивает относительность человеческого знания и делает уступки агностицизму, что давало повод махистам зачислять его в свои предшественники.

Эти и подобные ошибки и путаницу Ленин часто объясняет «неверной формулировкой», «неправильным выражением мысли». Ленин видит, что хочет сказать Дицген, а он хочет возразить в этих случаях по существу против чрезмерного метафизического противопоставления материи духу, хочет показать недостаточность метафизического материализма, показать, что «старый материализм не умел научно исследовать идеи (при помощи исторического материализма)».[author 9] Дицген сам очень часто поправляется и излагает свои мысли без путаницы.

В подчёркивании единства материи и духа, в борьбе против антидиалектического их противопоставления — разрыва, наряду с чётким гносеологическим противопоставлением материи — духу, материализма — идеализму, Ленин видит «большую заслугу диалектического материалиста Дицгена».

И. Дицген писал в такую эпоху, когда всего шире был распространён опрощённый, опошленный материализм. Поэтому И. Дицген особенно напирал на исторические изменения материализма, на диалектический характер материализма, то есть на необходимость стоять на точке зрения развития, понимать относительность каждого человеческого познания, понимать всестороннюю связь и взаимозависимость всех явлений мира, доводить материализм естественно-исторический до материалистического взгляда на историю.
— Ленин [author 10]

Характерной чертой Дицгена является жизнерадостность, оптимизм, активность, партийность — черты, свойственные тому классу, к которому, по его собственному выражению, он «имеет удовольствие принадлежать». Именно принадлежность к рабочему классу и участие его в борьбе наряду с высоким интеллектом, наряду с участием в умственном движении пролетариата сделало Дицгена материалистом-диалектиком. — Замечательно здесь то, что материалистическую диалектику, это духовное оружие пролетариата, пролетариат в лице Дицгена самостоятельно вновь открыл. Материалистическая диалектика есть детище пролетариата, который осваивает, критически перерабатывает высшие произведения буржуазной мысли и развивает свою теорию, соединяющую строгую и высшую научность с партийностью. Энгельс в лице Дицгена видит одно из доказательств того, что материалистическая диалектика есть действительная философия пролетариата. Фигура Дицгена, рабочего-философа, настолько ярка, что многочисленные «философские партии болота» и прямые идеалисты стремились причислить Дицгена к своему лагерю, пользуясь ошибками и путаницей у последнего.

Махисты пытаются доказать общность его философии с эмпириокритицизмом. Они

обходят разбор каждого отдельного положения материалистической теории познания И. Дицгена, хватаясь за его отступления от неё, за неясности и путаницу. Реакционным философам И. Дицген мог понравиться потому, что он кое-где путает. Где путаница, тут и махисты, это уже само собою разумеется.
— Ленин [author 11]

Махисты хватаются за путаницу у Дицгена, чтобы протащить свою философию. «Путь от Маркса к особенностям Дицгена — к Маху — к имманентам — есть путь в болото»,[author 12] где «кладёт свои яйца поповщина». П. Дауге и Э. Унтерман считают, что «дицгеновская философия является… необходимым дополнением марксизма в узком смысле», ибо «начинает чувствоваться один крупный пробел в социалистической теории: как бы отсутствие цельной законченной социал-демократической философии. И тут-то Дицген начинает вступать в свои права» (предисловие Дауге к брошюре Э. Унтермана «Лабриола и Дицген»). Сын Дицгена, Евгений, считает своего отца основателем философской школы «пролетарского натурмонизма», превзошедшего односторонний марксизм, являющийся якобы лишь историческим материализмом в противовес «универсальной, или натурмонистической» диалектике Дицгена.

Дицген отнюдь не претендовал на то, что он открыл нечто иное или более совершенное, чем материалистическая диалектика Маркса — Энгельса. Он говорит о Марксе и Энгельсе, как о «признанных учителях и основателях» диалектического материализма.

Иосиф Дицген говорил о Марксе, как главе направления, ещё в 1873 году, когда немногие понимали Маркса.
— Ленин [author 13]
Смерть Иосифа Дицгена

Дицген скончался дома на глазах у сына. После прогулки по Линкольн–Парку он, покуривая сигару, вёл оживлённую дискуссию о неизбежном крахе капиталистического способа производства. Речь его прервалась на полуслове, застыла приподнятая рука — смерть наступила от внезапной остановки сердца. Дицген был похоронен на кладбище Вальдхайм (ныне Форест–Хоум) в Чикаго, в нескольких шагах от места, где покоится прах казнённых рабочих — «хеймаркетских мучеников».[3]

Плеханов недооценивает философии Дицгена, за его ошибками он не видит сути его философии. Плеханов пишет [author 14], что Дицген лишь «частью остаётся верен материализму», что Дицген «не сумел решить вопрос об отношении субъекта к объекту», что Дицген лишь «сильно склонялся» к материалистической диалектике Маркса, лишь приближался к нему и т. д., то есть Плеханов за отдельными «деревьями» ошибок Дицгена не видит его философии и, считая работы Дицгена лишь «довольно интересными и местами поучительными», он целиком отдаёт Дицгена в руки путаников типа Е. Дицгена, стремящихся сочетать материализм с махизмом. — В основном такого же взгяда на Дицгена держалась и Л. И. Аксельрод (Ортодокс).

Ленин называет Дицгена диалектическим материалистом (и подчёркивает слово «диалектический»), марксистом; «на 9/10 материалистом». Ленин говорит, что «в этом рабочем-философе, открывшем по-своему диалектический материализм, много великого!»[author 15] Очень важна следующая оценка Дицгена Лениным (сходная с оценкой Маркса и Энгельса): «рабочий, самостоятельно пришедший к диалектическому материализму, то есть к философии Маркса»[author 16]. Дицген в целом — диалектический материалист; вот почему зачастую Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» ставит имя Дицгена рядом с именем Маркса и Энгельса.

Все существенные стороны материалистической диалектики (хотя не в таком полном, развитом виде и с рядом ошибок) мы находим у Дицгена. Дицген был борцом за партийность в философии.

Маркс и Энгельс от начала и до конца были партийными в философии, умели открывать отступления от материализма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направлениях… И эту величайшую и самую ценную традицию своих учителей вполне оценил и перенял И. Дицген, каковы бы ни были его частные ошибки в изложении диалектического материализма.[author 17] <…> «Научная поповщина, — писал он, — серьёзнейшим образом стремится пособить религиозной поповщине»… «Дипломированные лакеи с речами об „идеальных благах“, отупляющие народ при помощи вымученного (geschraubter) идеализма»…, — вот что такое профессора философии для И. Дицгена.
— Ленин [author 18]

Идеалисты и агностики пытались на ошибках Дицгена укрепить свои позиции, махисты и путаники типа Е. Дицгена хотели использовать «особенности» Дицгена для прикрытия своего отступления в философское болото. Г. В. Плеханов и Л. И. Аксельрод (Ортодокс) отдают Дицгена в руки врагов марксизма. Ленин же говорит «наш Дицген», одновременно указывая, что путь к особенностям, ошибкам Дицгена есть путь в болото.

Данная статья воспроизводит текст из Большой советской энциклопедии (1-е изд. — Т. 22. — М., 1935, с. 678 — 685). БСЭ

Автор статьи: Я. Голенченко [4]

Год публикации: 1935

Дополнение. «Признания» Дицгена

В сентябре 1869 года Маркс со своей дочерью Женни посетили дом Иосифа Дицгена в Зигбурге и погостили у него несколько дней. Вот как описывает сын Дицгена Евгений их встречу со слов своей старшей сестры:

Когда Маркс у него гостил в Зигбурге… они оба в своей дискуссии частенько впадали в такой повышенный тон, что мать не раз в испуге выбегала в гостинную, опасаясь серьёзной стычки [5].

По всей видимости, именно тогда Дицген ответил на вопросы анкеты в альбоме «Признания» Женни. Вопросы заданы по-английски, ответы даны на немецком. Данная анкета, как и весь альбом, опубликован в сборнике документов «Частная жизнь семьи Маркса» (Берлин, 2005) [6].

Вопрос Ответ
Ваша любимая добродетель Правдивость
Качество, ценимое в мужчине Чёткие намерения, решительные действия
Качество, ценимое в женщине Любовь, скромность, кротость
Ваша главная черта Долготерпение
Ваше представление о счастье Отсутствие забот и [любимая] работа
Ваше представление о несчастье Зубная боль, физическая боль
Какой недостаток можете простить Тщеславие, щегольство (putzsucht)
А какой невозможно Обезьяничанье (afferei) среди людей
Ваша антипатия Легкомыслие (windbeutelei)
Наиболее неприятная Вам личность[7] Гохмут (Hochmuth)[8]
Любимое занятие Кожевенное дело и избавление мира от тиранов
Любимый герой Моисей, убивающий [жестокого] египтянина
Любимая героиня Шарлотта Корде
Любимый поэт Фрейлиграт, Гейне
Любимый писатель Маркс, Фейербах
Любимые цветы
Любимый цвет
Любимое изречение Мы слишком верили в любовь,
Пора и ненавидеть! [9]
Любимый девиз И проследим (хоть слишком краток срок,
И смерть подводит сразу же итог)
Путь человека средь миров и стран… [10]
Иос[иф] Дицген

См. также

Примечания

Авторские ссылки на источники
  1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, с. 125.
  2. Там же, стр. 127.
  3. Там же, т. XIV, стр. 663.
  4. Дицген, Избр. соч., т. I, стр. 117.
  5. Ленин, Философские тетради, 1934, стр. 335—336.
  6. Дицген, Сущность головной работы человека, Избранные сочинения, т. I, 1931, стр. 7.
  7. Дицген, Избр. соч., т. I, стр. 20.
  8. Избр. соч., т. I, стр. 100.
  9. Ленин, Соч., т. XIII, стр. 200.
  10. Ленин, Соч., т. XVI, стр. 379.
  11. Ленин, Соч., т. XIII, стр. 201.
  12. Там же, стр. 203.
  13. Ленин, Соч., т. XVI, стр. 378.
  14. См. ст. «Иосиф Дицген», Соч., т. XVIII, стр. 288—292.
  15. Ленин, Соч., т. XIII, стр. 203.
  16. Ленин, Соч., т. XVI, стр. 378.
  17. Ленин, Соч., т. XIII, стр. 277.
  18. Ленин, Соч., т. XIII, стр. 278.
Дополнительные ссылки на источники
  1. См.: Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. С. 13. О самостоятельном изучении Иосифом Дицгеном французского языка упоминается в статье «Josef Dietzgen» в Википедии (нем.).
  2. Письма И. Дицгена К. Марксу и Ф. Энгельсу // Волкова В. В. Иосиф Дицген. — Издательство социально-экономической литературы, 1961. С. 236 — 237.
  3. См.: Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. С. 67. См. также статью «Joseph Dietzgen» из книги «Haymarket Scrapbook» (1986) на анархистском сайте Flag.Blackened.net (англ.).
  4. Об авторе пока ничего достоверного найти не удалось. Возможно, что подпись «Я. Голенченко» принадлежит кандидату философских наук, участнику трёх войн — Гражданской, Финской и Великой Отечественной — Якову Прокофьевичу Голенченко (1900 — 1977). Последний, как и Иосиф Дицген, скончался в результате внезапной остановки сердца.
  5. Цит. по книге: Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. С. 49.
  6. Familie Marx privat: Die Foto- und Fragebogen-Alben von Marx' Töchtern Laura und Jenny. — Berlin: Akademie Verlag, 2005. S. 316–317. — ISBN 3-05-004118-8.
  7. В оригинале: «The character you most dislike». Термин «character» в английском языке может указывать как на характер, нрав, присущий многим людям, так и на конкретное лицо.
  8. Этот ответ — Hochmuth — вызвал наибольшее затруднение. Термин «Hochmuth» в немецком языке может обозначать как имя какого-нибудь конкретного человека (напр., Кристиан Натанаэль Гохмут, немецкий пастор евангелическо-лютеранской церкви XVIII века, автор многочисленных церковных песнопений), так и черту характера (высокомерие, надменность).
  9. Строки из стихотворения немецкого поэта XIX в. Георга Гервега «Песня ненависти» (1841).
  10. Строки из стихотворения английского поэта XVIII в. Александра Поупа «Опыт о человеке» (1734).

Сочинения

Основные произведения

  • (1867) «Das Kapital». Kritik der politischen Oekonomie von Karl Marx = «Капитал». Критика политической экономии Карла Маркса: [Рецензия на I том «Капитала»]
  • (1869) Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit = Сущность головной работы человека
  • (1870 — 1875) Die Religion der Sozial-Demokratie = Религия социал-демократии
  • (1873) Der wissenschaftliche Sozialismus = Научный социализм
  • (1875) Die Moral der Sozialdemokratie = Мораль социал-демократии
  • (1876) Sozialdemokratische Philosophie = Социал-демократическая философия
  • (1877) Das Unbegreifliche. Ein Hauptstück aus der sozialdemokratischen Philosophie = Непостижимое. Основной вопрос социал-демократической философии
  • (1877) Die Grenzen der Erkenntnis = Границы познания
  • (1878) Unsere Professoren an den Grenzen der Erkenntnis = Наши профессора у границ познания
  • (1880 — 1884) Briefe über Logik = Письма о логике
  • (1886) Streifzüge eines Sozialisten in das Gebiet der Erkenntnißtheorie = Экскурсии социалиста в область теории познания
  • (1887) Das Acquisit der Philosophie = Аквизит философии
— • ✫ • —
  • Dietzgen J. Schriften in drei Bänden / Herausgegeben von der Arbeitsgruppe für Philosophie an der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. — Berlin: Akademie−Verlag, 1961 — 1965. = Сочинения в трёх томах / Издание подготовлено отделением философии Германской академии наук в Берлине (ГДР)

В русском переводе

Титульный лист русского издания книги И. Дицгена «Аквизит философии» (СПб., 1906).
  • Дицгенъ I. Завоеванiя (аквизитъ) философiи и Письма о логикѣ. Спецiально демократически-пролетарская логика / Пер. съ нѣм. П. Дауге и А. Орлова. — СПб., 1906.
  • Дицген И. Сущность головной работы человека / Пер. с нем. под ред. П. Дауге. — М., 1907.
  • Дицген И. Теория познания в свете марксизма / Со вступ. статьёй А. Паннекока. — Киев: Правда, 1907. — 120 с.
  • Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др. / Пер. с нем. — СПб., 1907.
  • Дицген И. Теория познания в свете марксизма / Вступ. ст. А. Паннекоека. — Киев: Правда, 1907. — 120 с.
  • Дицген И. Мелкие философские статьи / Пер. с нем. Г. Руссота. — СПб., 1907. — 150 с.
— • ✫ • —
  • Дицген И. Против идеализма и поповщины / Пер. с нем. А. М. Шифрин. — М. - Л.: Госиздат, 1926. — 256 с.
  • Дицген И. Избранные сочинения. Т. I / Издание Ин-та Маркса — Энгельса — Ленина. — М. - Л., 1931. — 280 с.
  • Дицген И. Избранные философские сочинения / С приложением статьи В. И. Ленина к двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. — М.: ОГИЗ — Госполитиздат, 1941. — 356 с. (Наиболее полное и выверенное с оригиналом собрание сочинений И. Дицгена на русском языке, отсутствуют «Письма о логике».)
  • Письма И. Дицгена К. Марксу и Ф. Энгельсу // Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. С. 227 — 254.
— • ✫ • —
  • Дицген И. Сущность головной работы человека. Новая критика чистого и практического разума. — 2-е изд., доп. — М.: Либроком, 2009. — 184 с. — (Серия: Из наследия мировой философской мысли. Теория познания).
— То же. — 2015.
  • Дицген И. Экскурсии социалиста в область теории познания. — 3-е изд. — М.: ЛКИ, 2010. — 184 с. — (Серия: Из наследия мировой философской мысли. Теория познания).
  • Дицген И. Письма о логике. Специально демократически-пролетарская логика. — М.: ЛКИ, 2010. — 184 с. — (Серия: Из наследия мировой философской мысли. Логика).

Литература

На русском языке

  • Аксельрод (Ортодокс) Л. И. Основные элементы философии И. Дицгена // Аксельрод (Ортодокс) Л. И. Против идеализма. — 2-е изд. — М., 1924.
  • Андреев Н. Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена // Современный мир. — 1907. — № 11.
  • Бамель Г. Памяти Иосифа Дицгена: К столетию со дня его рождения // Под знаменем марксизма. — 1928. — № 12.
  • Витухновский Г. В. Пролетарский философ Иосиф Дицген. — М.: Знание, 1958. — 48 с.
  • Волкова В. В. Иосиф Дицген. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. — 256 с.
  • Волкова В. В. Иосиф Дицген // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 2 / Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. С. 25 — 27.
  • Гагарин А. Иосиф Дицген: К 50-летию со дня смерти // Под знаменем марксизма. — 1938. — № 7.
  • Гельфонд И. Философия Дицгена и современный позитивизм // Очерки по философии марксизма: Сборник. — СПб.: Изд-во «Звено», 1908.
  • Дауге П. И. Дицген. — М., 1934.
  • Журавлёв И. В. К новому прочтению Дицгена / И. В. Журавлёв, к. психол. н., научный сотрудник Института языкознания РАН // Дицген И. Сущность головной работы человека. Новая критика чистого и практического разума. — М., 2015.
  • Крывелев И. Дицген в борьбе против религии и её философского обоснования // Антирелигиозник. — 1935. — № 3, 5—6.
  • Крывелев И. К вопросу об оценке философии И. Дицгена // Под знаменем марксизма. — 1936. — № 7.
  • Крывелев И. Вопросы теории познания в работах И. Дицгена // Под знаменем марксизма. — 1938. — № 7.
  • Ленин В. И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: В 55 т. Т. 23. — М.: Политиздат, 1973. С. 117 — 120.
  • Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии // Ленин В. И. Избранные сочинения: В 10 т. Т. 5, часть I. — М.: Политиздат, 1985.
  • Паннекук А. Положение и значение философских трудов И. Дицгена // Дицген И. Сущность головной работы человека. Новая критика чистого и практического разума. — М.: Изд-во С. Скирмунта, 1902.
  • Плеханов Г. В. Иосиф Дицген // Плеханов Г. В. Сочинения, т. XVIII. — 2-е изд. — М.-Л., 1928.
  • Подмарков В. Г. И. Дицген — выдающийся немецкий мыслитель и воинствующий материалист: К 125-летию со дня рождения // Вопросы философии. — 1953. — № 6.
  • Унтерман Э. Антонио Лабриола и Иосиф Дицген. Опыт сравнения исторического и монистического материализма. — СПб.: Издание П. Г. Дауге, 1907. — 64 с.

На иностранных языках

  • Buick A. Joseph Dietzgen — The Workers Philosopher // Journal Radical Philosophy 10. Spring 1975.(англ.)
  • Finger O. Joseph Dietzgen — Beitrag zu den Leistungen des deutschen Arbeiterphilosophen. — Berlin, 1977.(нем.)
  • Gambone L. Cosmic dialectics, the libertarian philosophy of Joseph Dietzgen (= «Космическая диалектика, либертарианская философия Иосифа Дицгена») // Dietzgen J. The Nature of Human Brainwork. — Oakland: PM Press, 2010. P. 115 — 139.(англ.)
  • Gräbner H. Joseph Dietzgens publizistische Tätigkeit: [Unveröffentlichte Magisterarbeit] (= «Публицистическая деятельность Иосифа Дицгена: [Неопубликованная магистерская диссертация]»). — Frankfurt/M: Der J-W-G-Universität, 1982.(нем.)
  • Huck G. Joseph Dietzgen (1828–1888) — Ein Beitrag zur Ideengeschichte des Sozialismus im 19. Jahrhundert // Reihe Geschichte und Gesellschaft, Bochumer Historische Schriften, Band 22. — Stuttgart, 1979. — ISBN 3-12-913170-1(нем.)
  • Schaaf J. De dialectisch-materialistische filosofie van Joseph Dietzgen (= «Философия диалектического материализма Иосифа Дицгена»). — Kampen, 1993.(нид.)
  • Walterscheid J. Peter Josef Dietzgen — Der Siegburger Arbeits-Philosoph (= «Питер Иосиф Дицген — рабочий-философ из Зигбурга») // Heimatblätter des Siegkreises 32, Heft 86, 1964.(нем.)

Интернет-ресурсы

  • Дицген И. Введение к книге «Экскурсии социалиста в область теории познания». — На сайте издательства URSS
  • Дицген И. Избранные философские произведения (1941). — На сайте Bookfi.org
  • Дицген И. Письмо первое (отрывок). — На сайте издательства URSS
  • Дицген И. Предисловие к книге «Аквизит философии». — На сайте издательства URSS
  • Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др. (1907). — На сайте РГБ (Библиотека им. В. И. Ленина)
— • ✫ • —
  • Баммель Г. Памяти Иосифа Дицгена (1928) — На сайте журнала «Прорыв»
  • Журавлёв И. В. К новому прочтению Дицгена. — На сайте издательства URSS
  • Паннекук А. Положение и значение философских трудов И. Дицгена (1902). — На сайте издательства URSS
— • ✫ • —