Ленинизм

Ленини́змфилософское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Классическое определение ленинизма Сталиным (1926): «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции»[1].

Данная категория отражает диалектического единство теории и практики: ленинизм является одновременно и учением (т.е. логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной, т.е. целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин[2]), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Возникновение и применение термина

Первое появление словоформы «ленинизм» в печати историки датируют 1922 годом, а в официальных документах — в материалах V Конгресса Коминтерна (июнь — июль 1924 года). Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов велась, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Ю. О. Мартов (Цедербаум).

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов. Так, например, на XII съезде РКП(б) (17—25 апреля 1923 г.) Н. И. Бухарин говорит:

Сущность ленинизма по национальному вопросу у нас заключается в первую очередь в борьбе основным шовинизмом, который у нас есть, с великорусским шовинизмом[3][4]


После смерти Ленина (январь 1924 года) одним из первых деятелей международного коммунистического движения, кто попытался дать научную формулу ленинизма, был венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач. В брошюре «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» (Вена, февраль 1924 года) Лукач уже ставит вопрос «о ленинизме как новой фазе в развитии материалистической диалектики». Обрисовав эволюцию марксизма и напомнив про «вульгарный марксизм», Лукач в этой же работе отзеркаливает последнюю дефиницию (применительно к венгерским коммунистам) в термине «вульгарный ленинизм»[5]. Дополнив картину эволюции марксизма фактами его ревизии, Лукач формулирует лемму:

Ленин был единственным, кто совершил этот шаг по пути конкретизации марксизма, приобретшего отныне совершенно практический характер. Вот почему он является единственным по настоящее время теоретиком, выдвинутым освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс[5].

которая затем кладётся в основу последующих определений ленинизма. Примерно в то же время «конспективное изложение основ ленинизма» пишет и И. В. Сталин, и в марте 1924 года[6][7] оно выходит в виде брошюры «Об основах ленинизма»[8]. Позже Г. Е. Зиновьев как председатель ИККИ озвучивает своё понимание ленинизма с международной трибуны Коминтерна, на его V Конгрессе (июнь — июль 1924 года). В написанных им[9] и принятых на V (расширенном) пленуме ИККИ (апрель 1925) «Тезисах о большевизации партий Коминтерна» Зиновьев также упоминает «принципы ленинизма», используя связку последнего с большевизмом: «Большевизация есть умение применить общие принципы ленинизма к данной конкретной обстановке в той или другой стране[10]».

Персонификация названия учения, использование в его наименовании имени того или иного основоположника (смитианство, картезианство, марксизм, ленинизм, сталинизм и пр.) иногда приводит к коллизиям между сторонниками учения после смерти его эпонима. Каждая из сторон развёртывает свою систему аргументов в защиту «истинности» своего видения, каким это учение должно быть. На XIV съезде ВКП(б) эти противоречия достигли такой остроты, что вдова Ленина, Н. К. Крупская, взяв слово, сказала: «Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или иное — это истинный ленинизм»[11], после чего по памяти сослалась на слова Ленина:

В истории были случаи, что учения великих революционеров искажались после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, представляя их имени почёт, притупляли революционное острие их учения[12]

после чего призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма». Ретроспективные поиски истины в этих спорных вопросах требуют глубокого понимания исторического материала, и предполагают тщательный анализ общественных сил, стоящих за течениями и лицами, либо принимающими самоназвание ленинцев (марксистов, большевиков и т. п.), либо тех, кого называют ленинцами или считают таковыми со стороны.

Ленинизм и марксизм

Восходящее к И. В. Сталину и распространённое в научной литературе определение

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции[1]

подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса[13]. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма[14]) относится к практической, доктринальной части марксизма и ленинизма, не исчерпывая всех аспектов соотношения обоих учений.

В философских, теоретических аспектах оба учения имеют свой общий базис — диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: «Материализм и эмпириокритицизм»[15], «О значении воинствующего материализма»[16]. В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: в частности, от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории[17]. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм[18], требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук[16].

Основные положения

  • Империализм — высшая и последняя стадия капитализма.
  • Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.
  • Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.
  • Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Сталин о ленинизме

Системообразующим центром концепции ленинизма в трудах И. В. Сталина являются «Основы ленинизма» (подзаголовок: лекции, читанные в Свердловском университете)[1]. Представляя ленинизм как «то особенное и новое в трудах Ленина, что внёс Ленин в общую сокровищницу марксизма и что естественно связано с его именем», автор раскрывает содержание и значение этого учения в нескольких ракурсах.

В силу данного выше определения ленинизм можно представить как «применение марксизма к своеобразной обстановке России». Признав лишь частичную правильность этого утверждения, Сталин назвал его односторонним. Указав, что из это следовал бы формальный вывод, что ленинизм якобы чисто национальное, русское явление, он возразил: «Между тем мы знаем, что ленинизм есть явление интернациональное, имеющее корни во всём международном развитии, а не только русское»[1]. Также в этой же работе в числе теорий, которым ленинизм противостоит, Сталин назвал «теорию преклонения перед стихийностью», охарактеризовав её и как «русское явление», и как одну из мировых социал-демократических тенденций[1].

4 июня 1943 года в своём докладе «Философские взгляды Г. В. Плеханова», прочитанном на сессии Института философии АН СССР П. Ф. Юдин заявил: «товарищ Сталин говорил, что ленинизм есть высшее проявление русской культуры»[19]. До настоящего времени в известных трудах Сталина прямого соответствия этой фразе не найдено. Тем не менее, в апреле 2010 года первый секретарь Омского обкома КПРФ А. Кравец заявил: «Недавно я обратил внимание на слова Сталина, которым мы в силу обстоятельств не придавали значения. А Сталин писал: „Ленинизм — высшее достижение русской культуры”»[20].

См. также

Литература

  • Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С.Н.Земляной. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Междунар. отношения, 1990. — 141 с. — ISBN 5-7133-0356-Х
  • Marcel Liebman. Leninism Under Lenin. The Merlin Press. 1980. ISBN 0-85036-261-X
  • Paul Le Blanc. Lenin and the Revolutionary Party. Humanities Press International, Inc. 1990. ISBN 0-391-03604-1
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. : Полн. собр. соч. — Т. 18. — С. 7–384.
  • Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И. : Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 23–33.
  • Сталин И.В. Об основах ленинизма // Сталин И.В. : Соч. — Т. 6.  

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Об основах ленинизма // Сталин И.В. : Соч. — Т. 4.  
  2. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Ленин В.И. : Полн.собр.соч. — Т. 41. — С. 6. текст
  3. Двенадцатый съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчёт. М.: 1923. — С. 611—615.
  4. Ср.: Абрамович И. Л. Воспоминания и взгляды
  5. 5,0 5,1 Дьёрдь Лукач. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М.: Международные отношения. 1989
  6. Сталин И. В. Предисловие к первому изданию сборника «Вопросы ленинизма». — Соч., т.8.
  7. Б.Суварин датирует издание брошюры началом апреля 1924 года. См. Suvarin. Stalin: A Critical Survey of Bolshevism. Ch. VIII.
  8. В 1926 году издаётся сборник «Вопросы ленинизма», в который И. В. Сталин добавляет к прежней брошюре ряд своих позднейших статей.
  9. См. список лит. в статье Богдан Б. Зиновьев, Григорий Евсеевич в Большой биографической энциклопедии
  10. Коммунистический Интернационал в документах. М.: 1933, с. 478.
  11. ХIV съезд РКП(б). Стенографический отчёт. М., 1926. Цит. по: Абрамович И. Л. Воспоминания и взгляды, с.33.
  12. Цитата не дословна. В оригинале: «После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени». Ср.: Ленин В. И. Государство и революция. Глава I часть 1.
  13. Ср.: Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — М.: 1929. — Т. 4. — С. 578.
  14. Точнее, согласно Марксу, успех социалистической революции возможен только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. — См.: Философская энциклопедия. Марксизм-ленинизма
  15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. : Полн. собр. соч. — Т. 18. — С. 7–384.
  16. 16,0 16,1 Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И. : Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 23–33.
  17. Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — М.: 1929. — Т. 4. — С. 580.
  18. Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — 1929. — Т. 4. — С. 581.
  19. Юдин П. Ф. Философские взгляды Г. В. Плеханова. [1] с. 97
  20. Ленинизм — высшее достижение русской культуры. Пресс-служба Омского обкома КПРФ