Коммунистическая Энциклопедия

Аскетизм

Аскетизм (немецкое — asketismus, от греческого ἀσκέω — упражняюсь, стремлюсь) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей и для нравственного самосовершенствования.

Религиозный аскетизм

Религия понимает аскетизм как подавление чувственных влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Корни религиозного аскетизма уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, — длительная изоляция, пост, физические испытания (выбивание зуба, обрезание и прочее). У северо-американских индейцев подобные испытания связывались с религиозными целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», которое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физическим и духовным испытаниям, характерным для аскетизма, подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравственного поведения аскетизм в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции.

На Востоке

Значительного развития аскетизм достиг в восточных религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нём содержатся в ведах и ведической литературе. В религиозной системе ранних Упанишад понятие «аскетизма» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело — это преграда, которую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончательного ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии аскетизм был доведён до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать своё тело истязаниям. Как средство достижения религиозных целей (например, достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) аскетизм входит в джайнизм, брахманизм, буддизм.

В Древней Греции

Аскетизм был свойствен и древнегреческим религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодическом перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистические классы проповедь аскетизма приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетённые классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этическое учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господствующий класс прибегал к аскетизму и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильственного поддержания господства рабовладельцев (например, в Спарте). В мистическом учении гностицизма аскетический образ жизни рассматривался как средство достижения основной нравственной цели: освобождения от источника зла — материи.

Христианский аскетизм

В христианстве аскетизм связан с основной догмой о греховности плоти: её надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить её к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения аскетизма в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом аскетизма, прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и её провинций. Вместе с тем идея аскетизма была выражением индивидуализма, основанного на философских идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизненным потребностям. Аскетизм был связан с первоначальным монашеством, которое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христианский аскетизм не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйственно-экономической и социальной организации и поэтому служил лишь идеологическим знаменем, прикрывающим её подлинную корыстную сущность. Идеология христианского аскетизма получает разработку впервые в сочинениях Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших васкетизме средство очищения души от грехов.

Аскетизм в средневековье и при капитализме

Дальнейшее развитие аскетизм получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы — массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы аскетизма — посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью аскетизма в принцип добродетели служило целям отвлечения народных масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», которым окружало себя при помощи аскетизма духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феодальной аскетической морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому аскетизму земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни.

В период Реформации, противопоставившей средневековой идее «отрешения от мира» идею «светского призвания», согласно которой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, аскетизм был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религиозную санкцию новым отношениям буржуазного общества с их предпринимательским духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется так называемый мирской аскетизм, «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости»1. Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят аскетизм в нравственную добродетель, объявляя нравственными благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот аскетизм выражался также в запрещении танцев, театральных представлений, в строгой регламентации одежды и т.п.

С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, аскетизм приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и другие) аскетизм принимает изощрённо изуверские формы, являясь средством воздействия на нравственный мир верующих.

Сущность аскезы

Аскеза служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ. Например, институт монашества, который предусматривал аскетизм священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся. С критикой религиозного аскетизма выступили идеологи революционной буржуазии. Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное общество не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.) Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. Аскетизи иногда проповедовался идеологами угнетённых классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое общество (крестьянские и ранние пролетарские движения). Элементы аскетизма содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов общества.

В современную эпоху некоторые принципы аскетизма в той мере, в какой они противополагаются казённой буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определённых массовых слоёв капиталистического общества (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и другие), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-аскетизм. Привлекая отдельные элементы привилегированных слоёв населения, такой аскетизм выступает в роли ниспровергателя культуры и морали. Искажённо истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого аскетизма в экстремистских актах аморализма видят главное средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего общества. Подобный аскетизм не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся, а потому оказывается лишь превращённой формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной морали, смелым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма аскетизм может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнительства, в пропаганде сохранения бедности и отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей.

Моральный аскетизм

В ранних революционных выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип морального аскетизма, связанный с требованиями имущественного равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господствующих классов. Аскетическая строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революционную энергию и осознать своё враждебное положение к существующему общественному строю. С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного аскетизма.

По словам Энгельса: «масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у неё не осталось почти ничего, от чего бы она могла ещё отречься». Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творческого труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом.

Аскетизм и коммунисты

Научному коммунизму чужда идея аскетизма, поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определённых условиях в процессе строительства коммунистического общества может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, которая исходит из принципа «Всё во имя человека, для блага человека».

Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и другую крайность — сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности людей должны удовлетворяться гармонично, исходя из научно обоснованных норм потребления, возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей людей.

  1. Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378.