Коммунистическая Энциклопедия

Индивидуализм

Индивидуализм (латинское in dividuum — неделимое, особь) — принцип поведения, социологическое и этическое учение, в основе которого лежит признание абсолютных прав личности, её свободы и независимости от общества и государства. Как социологическая концепция индивидуализм совпадает с субъективно-идеалистической трактовкой исторического процесса. В различных конкретно-исторических условиях концепции индивидуализма в социально-политическом и этическом плане носили различный характер и играли разную роль.

В Древнем мире

В Древней Индии принцип индивидуализма был разработан школой чарваков. Антикастовая и антибрахманистская направленность индивидуализма чарваков, стремление поставить в центр теоретических проблем человека с его разнообразными потребностями, учение о равенстве людей от природы — всё это делало их индивидуализм исторически прогрессивным.

В древнекитайской философии этический индивидуализм развивал философ Ян Чжу. Смысл жизни, по его учению, состоит в полном развитии природы человека в соответствии с его индивидуальными склонностями. Выдвигая принцип: «всё для себя», Ян Чжу в то же время отвергал крайний эгоизм и распущенность личности. Свобода индивида состоит не только в следовании его своей природе, но и в освобождении личности от уз деспотического государства. Этический индивидуализм Ян Чжу был реакцией на укрепление власти государства, на идеологию конфуцианства. На позициях крайнего индивидуализма стоял современник и противник Ян Чжу — представитель даосизма Чжу-ан-цзы.

В древнегреческой философии индивидуализм составлял основу этических концепции софистов и получил выражение в формуле Протагора «человек есть мера всех вещей». В гедонистической этике киренаиков индивидуализм занимал первостепенно место (особенно у Аристиппа). Крайнюю форму индивидуализм принял в учении киников, а позже у стоиков.

«Философия наслаждения всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения»1.

Принцип индивидуализма проходил и через материалистическую систему эпикуреизма. Основой поведения личности Эпикур считал стремление к разумным чувствам и духовным удовольствиям; он отвергал роскошь, излишества и распутство, приводящие к пресыщению и даже страданию. Страстным проповедником этического индивидуализма эпикурейства явился Лукреций. Эпикурейский индивидуализм выражал в эпоху упадка греческого рабовладельческого общества стремление части рабовладельческой интеллигенции к уходу от трудностей жизни.

В эпоху Возрождения

Особое развитие принцип индивидуализма получил в этике и морали Возрождения. В эпоху становления буржуазных отношений индивидуализм означал борьбу за раскрепощение личности от феодальных пут, за утверждение естественного равенства и достоинства людей. Этот индивидуализм получает своё выражение в требовании гармонического развития человека, в культе человеческого разума, в учении о ценности человеческой личности, которое находит наиболее яркое проявление у Пико делла Мирандола, Джаноццо Манетти. Обосновывая принцип индивидуализма, этика Возрождения возрождает античные теории морали, главным образом эпикуреизм, стоицизм, платонизм. Особое значение приобретает этика Эпикура. Эпикурейский принцип наслаждения, понимаемый как удовлетворение естественных потребностей человека и достижение душевного спокойствия, развивают Козмо Раймонди, Лоренцо Валла, Помпоний Лет и другие. В дальнейшем принципы эпикурейской этики возрождаются Бруно, Эразмом Роттердамским, Монтенем, Ванини. Буржуазный индивидуализм получил религиозное обоснование и в идеях протестантизма, который, проповедуя освобождение личности от канонов католицизма, совмещал религиозный фатализм и крайний ригоризм с идеями личной свободы (Ж. Кальвин, Дж. Эдуарде).

Принцип индивидуализма, свойственный и этике буржуазных мыслителей XVII–XVIII веков (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Руссо), имел различную философскую основу при сходных социальных истоках. Последователями эпикурейского индивидуализма были Гассенди, Спиноза, который хотя и не являлся индивидуалистом, однако вслед за Эпикуром в этическом учении исходил из интереса, пользы, стремления к самосохранению и удовольствий индивида. Развитием идей Эпикура о благоразумии, как пути к здоровым наслаждениям и счастью индивида, был принцип пользы и разумного эгоизма в этике французских материалистов, которые использовали его для обоснования необходимости общественного преобразования.

Индивидуализм всех этих мыслителей по социальной природе был буржуазным и его девиз: свободу частной инициативе, торговле, собственности, мысли и деятельности индивида, был исторически прогрессивным. Эти представители буржуазии резко выступали против католической церкви и иерархических структуры феодализма; их идеалом была разносторонне развитая личность, а вовсе не буржуазно ограниченный делец. Учение о «естественной природе» человека, теории «естественного права» и «общественного договора», установление связи моральных норм с материальными интересами индивидов — всё это обосновывало буржуазный индивидуализм и служило оружием в борьбе с феодализмом и католицизмом.

Противоречие между личностью и обществом

Однако очень скоро обнаружилось противоречие между идеалом разносторонне развитой личности и буржуазной действительностью, которое отметили уже представители утопического социализма, особенно Фурье. Сущность этого противоречия сформулировал Маркс:

В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишён самостоятельности и обезличен»2.

С тех пор как буржуазия стала господствующим классом, индивидуализм враждебен обществу. Буржазный индивидуализм становится этическим оправданием капиталистической эксплуатации и препятствием для всякого общественного движения, целью которого является освобождение трудящихся. Индивидуализм является основным устоем буржуазной морали. Его принципы воспроизводятся во всех сферах жизни буржуазного общества и пронизывают всю буржуазную идеологию.

Раньше всего это обнаруживается в буржуазной политической экономии. Адам Смит рассматривает индивидуализм как естественное порождение природы человека и как непременное условие нормального функционирования экономики.

XIX век

В XIX веке индивидуализм развивался обратно пропорционально тем реальным возможностям, которые буржуазное общество предоставляло для развития индивида. Утилитаризм Иеремии Бентама превратил экономическую теорию полезности в прямую апологию неприкрытого эгоизма, стяжательства, буржуазной эксплуатации. Джон Стюарт Милль с позиций позитивизма выразил принцип индивидуализма как методологическую основу социологических и этических исследований. Начиная с Бентама и Милля происходит слияние этической теории полезности с буржуазной политической экономией. В исторической (Вильгельм Рошер и другие), а затем в австрийской школах эта теория выступает под названием теории «предельной полезности»; она сохраняет своё значение и в современной буржуазной политической экономии.

В младогегельянской школе индивидуализм принял философскую форму «самосознания», критикующего весь мир ради мысленного освобождения индивида от действительных социальных оков. В 1845 году Макс Штирнер опубликовал манифест буржуазного индивидуализма — книгу «Единственный и его собственность» («Der Einzige und sein Eigentum»), в которой «...на место деятельного буржуазного эгоизма он поставил хвастливый, согласный с собой эгоизм индивидуального «Я»3.

У Штирнера культ «Я» становится идеологической угрозой для организованных действий трудящихся. Оборотной стороной этого индивидуализма было презрение к массе, которое особенно культивировалось братьями Бауэрами.

Анархизм

Начиная с середины 40-х годов XIX века анархизм выполняет две социальные функции: во-первых, борьбы против революционного движения трудящихся масс и, во-вторых, идеологического обоснования и морального оправдания буржуазного господства в меняющихся общественных условиях. Вся его история представляет собой содействие осуществлению этих задач с мелкобуржуазных позиций. Теоретической основой анархизма и его краеугольным камнем выступал всегда индивидуализм.

Ницшеанство

Наиболее циничным и враждебным общественному прогрессу становится индивидуализм в теории «сверхчеловека» у Ницше, который превратил индивидуализм в эгоистический культ грубой силы, проникнутый глубокой ненавистью к демократии и гуманизму. Эти идеи Ницше послужили одним из идеологических источников германского фашизма, в котором, несмотря на дух корпоративизма и крайний национализм, индивидуализм выступал в крайней форме.

В современной философии

В современную эпоху реакционный индивидуализм представляет собой ядро буржуазной идеологии и является основным мотивом почти всех её разновидностей, служа главным идейным оружием буржуазии в её борьбе против коммунистического и рабочего движения. В ходе идеологической борьбы он принял форму буржуазной «философии свободы» и противопоставляется марксистско-ленинскому мировоззрению и коммунистической этике. Основные направления буржуазной философии используют индивидуализм как моральное «обоснование» антикоммунизма под видом защиты «свободы личности».

Экзистенциализм

В экзистенциализме, например, центральную роль играет проблема личности. Целью объявляется свободное самоутверждение индивида. При этом свобода сводится к свободе выбора. Индивидуализм пронизывает весь экзистенциализм. Изолированная от общества личность испытывает состояние непреодолимой покинутости, заброшенности, одиночества. В поисках утверждения своей свободы ей остаётся только ожидание смерти, «героизм» бессмысленной жизни (А. Камю) или традиционные религиозные иллюзии (Ясперс, Хейдеггер, Бубер, Марсель).

Неопозитивизм

Для неопозитивизма личность служит основой философских исследований в вопросах гносеологии, социологии и этики. Он сводит всё социальное к индивидуальному, объявляет общество пустым, классы, нации, формации — абстракциями и провозглашает индивидуализм как цель человеческих стремлений, а также использует его в качестве существенной черты метода социологических исследований. Личность живёт и действует в социальных группах, которые разделяются позитивистскими социологами на первичные (семья, круг друзей) и вторичные (класс, нация, государство). Реальны лишь первичные группы, вторичные же рассматриваются как «псевдопонятия».

Важнейшей реальностью является индивид. Его качества, отношения и связи определяют облик социальных групп. При этом общественные отношения личностей толкуются субъективистски и с позиций индивидуализма как «отношение личности к...», как комплекс её мнений, оценок, стремлений, взглядов, не обладающий объективным содержанием. Микросоциология, основываясь на этой методологии, пытается опровергнуть марксистское учение об объективной закономерности исторического процесса, искажает жизнь личности при социализме и «доказывает» реальность свободы личности при капитализме. Субъективистская релятивистская этика, пропагандируемая неопозитивистами (так называемая эмотивная теория), строго придерживается индивидуалистических принципов.

Прагматизм

Прагматизм широко использует принцип индивидуализма в гносеологии, этике и теории воспитания. Субъективно-идеалистический критерий истины прагматизма — успех, полезность или практика — трактуется глубоко индивидуалистически. В этической теории, как и в прагматистской педагогике, получившей большое распространение, индивидуализм является целью всей системы. Все воспитательные мероприятия, по Дьюи, должны быть подчинены специфическим чертам и задаткам индивидуальности. Эта реакционная педагогическая теория всецело направлена на воспитание и укрепление индивидуализма у каждого обучающегося.

Неотомизм

Неотомизм, идя навстречу требованиям буржуазной идеологии эпохи империализма, уделяет большое внимание проблеме личности. Все социальные проблемы сводятся к морально-религиозным. Общение личности с богом оттесняет социальные связи. Важным актом сознающей себя индивидуальности является утверждение частной собственности и подготовление к индивидуальному спасению. Антикоммунистические выступления католических философов во славу бога, церкви и папы проникнуты пропагандой буржуазного индивидуализма и клеветой на марксизм и социализм.

Персонализм

Для современного американского персонализма, тесно связанного с протестантской теологией, индивидуализм служит лейтмотивом всей философии. Он раздувается, абсолютизируется, приобретает характер онтологической концепции (истоки которой восходят к монадологии Лейбница, теории микрокосмоса Рудольфа Лотце и христианскому теизму Густава Тейхмюллера), согласно которой не только люди, но всё сущее представляет собой совокупность личностей. Во главе иерархии личностей находится бог. Индивидуализм в этой философии используется для апологии теизма.

Неофрейдизм

Принципы реакционног индивидуализма служат основой современной буржуазной социальной психологии, в которой значительное место занимает неофрейдизм. Глубоко индивидуалистична психологическая концепция неофрейдизма, построенная на высвобождении инстинктов от социальных ограничений. Ныне она всё шире применяется в социальном плане, противопоставляя индивидуальные подсознательные влечения сознательной социальной организации и революционной борьбе.

Индивидуализм как этическое учение

Индивидуализм означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, которым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми. Позиция индивидуализма выступает как противоположность коллективизму, но вместе с тем, по сути дела, индивидуализм враждебен всякому личностному развитию человека, в особенности его развитию как нравственного субъекта, ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно самостоятельную личность. Индивидуализм же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам других людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость.

Моральная ориентация индивидуалиста — это эгоизм, нередко опирающийся на критерии утилитаризма или гедонизма, в крайних формах она приводит к анархизму, цинизму и нигилизму. Характерные индивидуалистические качества — корыстолюбие, тщеславие, честолюбие, карьеризм, чванство. Следовательно, индивидуализм столь же антигуманистичен, как и апелляция в морали к внешним, безличным силам. Поэтому противопоставление индивидуализма этим силам лишь внешнее, а в конечном счёте — мнимое. Индивидуализм не свойствен примитивным или сохраняющим в себе архаику обществам, где индивиды включены в социальное целое непосредственно, как его частицы, лишённые самостоятельности, подчинённые унифицирующей регуляции извне (они выступают в своих поступках и помыслах как объект действия принятых норм, ритуалов, табу).

Индивидуализм возникает лишь в развитом классовом обществе, где индивиды обретают некоторую самостоятельность, но в то же время лишены возможности проявлять её в нравственной деятельности из-за уродливой, отчуждённой формы существования культуры. В наибольшей степени индивидуализм питают буржуазные частнособственнические отношения, которые Карл Маркс называл «чисто атомистическими». Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоциальности индивида-одиночки, такова почва всей идеологии индивидуализма (от раннебуржуазного либерализма до утопии типа мютюализма Придана и т. п.).

Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях (общественный договор, теории нравственного чувства, эвдемонизм), но индивидуализм как форма осознания разрыва личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные ей формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей не адекватен прогрессивному содержанию, которое в эту форму вкладывается.

Анти-индивидуализм

В идеологии современного капитализма идеи индивидуализма претерпели кризис, на смену им приходит и усиливается тенденция технократического анти-индивидуализма, отрицание высшей ценности личности, сциентистское приравнивание её к «социальной» вещи, проповедь «научно» разработанной системы манипуляции человеком и его сознанием. В противовес этому марксистская этика ориентирует на устранение самой исторической почвы, на которой вырастают как индивиду, так и буржуазный анти-индивидуализм. Вместо суррогатов коллективности марксизм провозглашает борьбу за такую коллективность, которая формирует всесторонность и целостность в каждом человеке.

Марксистское понимание

Маркс и Энгельс поставили на научную почву вопрос об отношении личности и общества и тем нанесли удар по теориям буржуазных индивидуалистов. Они доказали, что абстрактной внеисторической природы человека не существует; сущность человека — это совокупность всех общественных отношений данной эпохи. Отношения в обществе частных собственников и обособленных товаровладельцев не могут не порождать индивидуализм, история которого определяется, в конечном итоге, развитием общественного разделения труда, форм частной собственности и способов эксплуатации. Социальной предпосылкой индивидуализма является отсутствие в эксплуататорском обществе подлинной коллективности, которая начинает формироваться лишь в ходе классовой борьбы пролетариев. Поскольку последние являются носителями общественного характера процесса производства и их борьба с капиталом формирует солидарность, сплочённость и сознательность класса, у пролетариата развивается подлинная коллективность в действиях, взглядах и морали, которая противостоит буржуазном индивидуализму.

Альтернатива индивидуализму

Социализм в корне меняет отношения общества и личности, ибо новыми становятся и общество и личность. Рождается подлинная коллективность общества, не знающего эксплуатации и политического гнёта, и создаются реальные предпосылки для гармонии личности и общества. Всестороннее развитие личности при коммунизме в корне чуждо индивидуализму. Социализм обеспечивает сочетание общественных и личных интересов, направленных к построению коммунизма, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. В полную противоположность клевете буржуазной «философии свободы» социалистический коллектив является полем применения сил и талантов личности, стимулом их развития, источником морального удовлетворения, опорой в личной беде.

Социализм не обедняет и не нивелирует личность, а поощряет разнообразие интересов и творческих стремлений, ставит своей целью всестороннее и свободное развитие личности. Буржуазный индивидуализм есть его последняя историческая форма; он обречён историей на гибель вместе с капиталистической формацией. Коммунизм знает подлинную индивидуальность, полностью и навсегда освобождённую от индивидуализма.

  1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 418. 

  2. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 439). 

  3. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 411. 

Читайте также:

Коллективизм Эгоизм Аскетизм Потребительство Винниченко, Владимир Кириллович Коммунистическое воспитание Коран Бланкисты Либерализм Декларация ДК