Историчность Иисуса

Иисус как историческая личность

«Исторический Иисус» — понятие, которым в западной науке обозначают реконструкцию Иисуса с помощью современных исторических методов. Историки изучают библейские тексты, исторические источники и археологические данные в попытке реконструировать жизнь Иисуса в его историческом и культурном контексте.[1] «Исторический Иисус» — это некая историческая личность (англ. a historical figure), которую необходимо понять в контексте её собственной жизни в Римской Иудее I века, а не христианской доктрины последующих веков.[2]

Епископ Пол Барнет (Paul Barnett), специалист по раннехристианской истории, заметил, что современная история и древняя история — это две разные дисциплины, с различными методами анализа и интерпретации, и обратил внимание на то, что «исследователи древней истории всегда распознавали фактор „субъективности“ в имеющихся у них источниках», но они «имеют так мало источников в наличии по сравнению с их современными аналогами, что они охотно ухватятся за любые обрывки информации, оказывающиеся под рукой».[3]

В книге «Исторический образ Иисуса» теолог и историк церкви Эд Сандерс (Ed Parish Sanders) использовал фигуру Александра Македонского как парадигму: имеющиеся источники сообщают нам много сведений о деяниях Александра, но ничего о его образе мыслей. «Источники об Иисусе [выглядят] лучше, чем те, что сообщают нам об Александре», и «преимущество свидетельств об Иисусе становится видно, когда мы задаёмся вопросом о том, что он думал».[4]

Джон Доминик Кроссан на конференции в 2008 г.
Джон Кроссан (р. 1934) полагает, что Иисус был малограмотным, но смелым «еврейским киником», проповедовавшим терпимость и свободу, а евангельские рассказы о его чудесах являются вымыслом.[5]

Исследователи, подобные Сандерсу, а именно британский теолог, признанный специалист по свиткам Мёртвого моря Геза Вермеш (Geza Vermes), американский теолог, священник Джон Майер (John P. Meier), еврейский религиовед Давид Флуссер (David Flusser)[6], американский филолог Джеймс Чарльзвёрт (James H. Charlesworth), американский историк, священник Рэймонд Браун (Raymond E. Brown), американский историк и религиовед Пола Фредриксен (Paula Fredriksen), а также американский историк, бывший священник Джон Доминик Кроссан (John Dominic Crossan) различным образом доказали, что евангельские рассказы о крещении Иисуса, его проповеднической деятельности и распятии можно считать в общих чертах как исторически достоверные, тогда как два рассказа о рождении Иисуса, а также некоторые детали, описывающие его распятие и воскрешение, — как недостоверные.[7][8][9][10][11][12]

В своей книге «Иисус» французский историк Шарль Гиньебер (фр. Charles Guignebert) утверждал, что «выводы, которые подтверждаются фактами, могут быть подытожены следующим образом: Иисус родился где-то в Галилее во времена императора Августа, в простой семье, где помимо него были ещё шестеро или более детей».[13] В другом месте он добавляет: «Нет оснований полагать, что он не существовал».[14]

Новейшие исследования связаны с анализом иудейских корней исторического Иисуса. Переоценка семьи Иисуса, особенно роли, которую сыграл брат Иаков после его смерти[15], привела исследователей, например швейцарского теолога и священника Ханса Кюнга (Hans Küng), к предположению, что имелась ранняя форма неэлленистического «иудейского христианства», подобного эбионитам, которые не признавали божественности Иисуса и преследовались как римскими, так и христианскими властями. Кюнг полагает, что эти иудействующие христиане осели в Аравии, и возможно, что они повлияли на ту историю Христа, которая изображена в Коране.[16]

Карта Декаполиса, или Десятиградия, показывающая расположение городов Назарет (Nazareth) и Гадара (Gadara) по обе стороны реки Иордан.

По мнению американского теолога Грэхэма Стэнтона (Graham Stanton), у большинства историков нет сомнений в существовании Иисуса, однако некоторые евангельские рассказы требуют критической оценки:

«В настоящее время почти все историки, христиане они или нет, признают, что Иисус существовал и что евангелия содержат много ценных свидетельств, которые должны быть критически взвешены и оценены»[17].

Иисус как еврейский киник

Некоторые историки обратили внимание на сходство между жизнью и учением Иисуса и образом жизни и доктринами киников. Такие исследователи, как Джеральд Даунинг (Gerald Downing) и Лейф Ваге (Leif Vaage), показали, что «документ Q», гипотетический общий источник евангелий от Матфея и Луки, имеет сильное сходство с учениями киников.[18][19] Исследователи, занимающиеся поисками исторического Иисуса, такие как Бартон Мак (Burton L. Mack), профессор Школы теологии в г. Клермонт (США, штат Калифорния), и Джон Доминик Кроссан, показали, что Галилея I века н. э. была тем миром, в котором эллинистические идеи сталкивались с иудейской мыслью и традицией. Город Гадара, о котором в евангелиях упоминается как о «стране Гадаринской»[20], находился на расстоянии одного дня пешего пути от Назарета (см. карту) и был особенно известен как центр кинической философии: в частности, Менипп (III в. до н. э.), Мелеагр (I в. до н. э.) и Эномай (II в. н. э.) — все были родом из Гадары.

Бартон Мак охарактеризовал Иисуса как «довольно обычную личность кинического типа»,[21] а для Джона Кроссана Иисус более похож на киника-мудреца из эллинистическо-еврейской традиции, чем на христа, пожелавшего умереть за грехи человечества, или на мессию, добивающегося политической независимости еврейского государства Израиль.[22] Другие исследователи считают маловероятным, что киники могли оказать глубокое влияние на Иисуса, и придают гораздо большее значение иудейской пророческой традиции.[23]

Иисус и Назарет

Назарет в 1842 г. Известен как город Иисуса, но о котором молчат все авторы до III века н. э.

Согласно «Евангелию от Луки», Назарет был домом Иосифа и Марии и местом, где «ангел Гавриил» возвестил Марии, что она родит Иисуса.[24] Согласно же «Евангелию от Матфея», Иосиф и Мария с младенцем переселяются в Назарет после бегства в Египет из их дома в Вифлееме.[25] Различие и возможное противоречие между этими двумя описаниями рождения Иисуса являются частью т. н. «синоптической проблемы». Назарет, по-видимому, является местом, где Иисус рос и воспитывался спустя некоторое время после его рождения. Однако некоторые современные исследователи утверждают, что Назарет был также и местом рождения Иисуса.[26]

Хотя Назарет присутствует в евангельских текстах, другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков отсутствуют. Венгерский философ-религиовед Густав Гече в этой связи замечает:

Интересно, что кроме евангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы. За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.). Однако эти стихи не могут считаться источником, поскольку трудно установить, использовал ли поэт это название, почерпнув из древних неизвестных нам списков, или же заимствовал его из христианской литературы.

— Гече Г. «Библейские истории» (1981) [27]

Помимо текстов еврейского поэта упоминание о Назарете можно найти в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (III — IV вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 — ок. 240 гг.):

«Только немногие, хранившие память о своем роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своем благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины — их называют так по причине их родства с семьей Спасителя. Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании „Книги Дней“, как могли».[28]

Таким образом, автор говорит о Назарете как о селении в Иудее, причём располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием «Кохаба».[29] Следует отметить также, что в английском переводе данного фрагмента вместо слова «Назарет» (Nazareth) стоит слово «Назара» (Nazara).[30]

Отсутствие упоминаний о Назарете в текстах первых двух веков заставляет предположить, что «либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги».[27] Джеймс Стрэйндж (James Strange), американский археолог и сторонник второй версии, в этой связи замечает:

«Назарет не упоминается в древних еврейских источниках ранее третьего века н. э. Вероятно, это свидетельствует об отсутствии его известности как в Галилее, так и в Иудее».[31]

Первоначально Стрэйндж предположил, что численность населения Назарета во времена Иисуса была «примерно от 1 600 до 2 000 человек», но позднее, в последующей публикации он указал ещё меньшее значение: «максимум около 480».[32]

Отсутствие в первых двух веках текстовых упоминаний о Назарете заставило некоторых авторов предположить, что город мог быть вообще не заселён в дни Иисуса. Сторонники этой гипотезы обосновывают своё предположение с помощью лингвистических, литературных и археологических интерпретаций,[33] хотя большинство историков и археологов отвергают подобные взгляды как «археологически неподтверждённые».[34] Историк Ирина Свенцицкая в книге «Раннее христианство» полагает, что «вряд ли нужно отвергать традицию о происхождении Иисуса из города Назарета», и упоминает о двух открытиях, доказывающих его существование во времена Иисуса:

«…Археологические раскопки обнаружили следы поселения на территории, где, согласно евангелиям, находился Назарет. Эти следы восходят к первым векам до нашей эры. Была также найдена надпись, в которой перечислены места расселения жречества после разрушения Иерусалима в 70 г. Среди этих мест назван и Назарет (Нацерет)».[35]

Об этих открытиях упоминает в своих работах и богослов, священник Александр Мень,[36] уточняя, что речь идёт о раскопках, проведённых в 1950-х гг. итальянским археологом и священником-францисканцем Беллармино Багатти.[37]

Иисус как миф

В последние три столетия существование Иисуса Христа как исторической личности вызывает сомнение у некоторых западных историков и филологов, изучающих библейские тексты.[38] Среди первых, высказавших подобные сомнения, были такие французские и немецкие учёные XVIII — XIX вв., как историк, член французской Академии наук Константен Франсуа де Шасбеф (Constantin François de Chassebœuf)[39], профессор риторики и философ Шарль Франсуа Дюпюи (фр. Charles François Dupuis)[40], теолог и историк Бруно Бауэр. Все они полагали, что образ Иисуса — сплав древних мифологий.[41]

Роберт Прайс у микрофона
По мнению Роберта Прайса, мы никогда не узнаем, существовал ли Иисус на самом деле, если только кто-нибудь не обнаружит его личный дневник или останки.[42]

Взгляды учёных, которые полностью отвергали историчность Иисуса, проанализированы в работе американского историка Вила Дюранта (Will Durant) «Цезарь и Христос»,[43] впервые опубликованной в 1944. Их доводы против историчности Иисуса основаны на предполагаемом отсутствии очевидцев евангельских событий, отсутствии прямых археологических доказательств, отсутствии античных текстов, упоминающих Иисуса, а также на сходстве элементов раннего христианства с современной ему религией и мифологией.[44]

В XX — нач. XXI в. аргументы в пользу неисторичности Иисуса высказывают такие американские и британские историки и филологи, как Джордж Альберт Уэллс (George Albert Wells)[45], Эрл Доэрти (Earl Doherty)[46], Д. М. Мёрдок (Acharya S), Тимоти Фрик (Timothy Freke) и Питер Гэнди (Peter Gandy)[47], такие теологи, как Роберт Прайс (Robert M. Price)[48] и Томас Томпсон (Thomas L. Thompson)[49], математик и логик Бертран Рассел[50], а также писатели и учёные, представляющие движение «Новый атеизм»: биолог Ричард Докинз, физик Виктор Стенджер и др.[51]

Однако большинство исследователей новозаветных текстов и раннехристианской истории по прежнему не принимают тезис об Иисусе как мифе[52]. Согласно мнению британского теолога Герберта Джорджа Вуда (Herbert George Wood) (1879-1963), у данной теории имеются методологические проблемы:

«...Диалектический процесс, посредством которого теория „Христос—миф“ дискредитирует себя, основан на том простом факте, что вы не можете доказать эту теорию без неправильного обращения с фактами»[53].

Одни полагают, что «аргументы в пользу несуществования Иисуса недостойны какого-либо ответа»,[54] другие — что подобные исследования сами по себе являются напрасной тратой времени: так, британский теолог из Вестминстерского аббатства Н.Т. Райт (N. T. Wright) уподобил сторонников теории мифа профессиональному астроному, рассуждающему на тему «создана ли Луна из сыра»,[55] а другой британский теолог, Джеймс Дан (James Dunn), охарактеризовал теорию мифического Христа как «совершенно мёртвый тезис».[56]

Общественный резонанс

Согласно исследованию, проведённому Бэйлорским университетом (США)[57] в 2005 году, один процент от общего числа и 13,7 процента от числа не связанных с религией американцев считают, что Иисус — выдуманный персонаж.[58] В 2008 году в Великобритании были проведены сходные исследования: 13% от общего числа населения и 40% из числа атеистов не верят, что Иисус существовал.[59] Наконец, результаты исследования 2009 года показали, что 11% жителей Австралии считают маловероятным, что Иисус был исторической личностью.[60]

Луиджи Кашоли (1934 — 2010) заявил, что «нет никаких доказательств» существования Иисуса.[61]

В Италии в 2006 году Луиджи Кашоли (ит. Luigi Cascioli), атеист и автор книги «Басни о Христе», подал иск в суд на своего бывшего сокурсника по семинарии, священника Энрико Риги (Enrico Righi) за то, что последний опубликовал в церковной газете статью, в которой утверждается, что Иисус родился в Вифлееме в семье Марии и Иосифа и жил в Назарете. Подобные утверждения, по мнению Кашоли, нарушают два итальянских закона — «Злоупотребление доверием народа» (ит. Abuso di Credulita Popolare) и «Подмена личности» (ит. Sostituzione di Persona), так как, во-первых, Иисуса Христа не существовало, а во-вторых, церковь уже две тысячи лет выдаёт за него другого человека — Иоанна из Гамалы, еврея, боровшегося против римлян в первом веке н.э.[62] Кашоли признался:

«У меня достаточно ума, чтобы понять: суд в стране, в которой 95 % населения составляют католики, никогда не признает, что Иисус не существовал. Это было бы чудом. Но, может быть, этот суд заставит людей задуматься о противоречиях того, во что они верят».[63]

Иск был отклонён. Ватикан никак не прокомментировал данный случай. По совету адвокатов отказался от интервью и священник Энрико Риги.[63]

Логический аспект проблемы

Если кто-то утверждает, что в этом гараже находится спортивный автомобиль, то и бремя доказательства возлагается на него, а не на скептика.[64]

Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ (г. Москва), на вопрос о наличии вещественных доказательств существования Христа ответил:

«Таких доказательств нет, но это не повод, чтобы сомневаться. Известный советский библеист Илья Шифман как-то сказал, что должна существовать презумпция достоверности источника.[65] Если исследователь ставит под сомнение некий факт, пусть доказывает свою точку зрения, а не требует доказательств его правдивости от других, как поступил этот итальянец Касциоли [Кашоли]. Серьёзный ученый никогда не пойдет с таким вопросом в суд».[66]

Однако имеется и прямо противоположная точка зрения. Ещё в 1952 году в своей статье «Есть ли бог?» британский логик Бертран Рассел показал несостоятельность идеи, согласно которой бремя доказательства возлагается на скептика, который должен опровергнуть нефальсифицируемые утверждения религии (см. «Чайник Рассела»).[67] Аналогичные аргументы высказывали астрофизик Карл Саган[68] и биолог Ричард Докинз.[69]

Примечания

  1. Crossan J.D. The birth of Christianity: discovering what happened in the years immediately after the execution of Jesus. — Continuum International Publishing Group, 1999. — С. 10. — ISBN 9780567086686
  2. {{книга + |автор = Meier J.P. + |часть = + |заглавие = A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus + |оригинал = + |ссылка = http://yalepress.yale.edu/yupbooks/excerpts/meier_marginalv4.pdf + |ответственный = + |издание = + |место = New Haven + |издательство = Yale University Press + |год = + |volume = 4. Law and Love + |pages = 6—8 + |allpages = + |серия = The Anchor Yale Bible Reference Library + |isbn = + |тираж = }}
  3. Barnett P. Is the New Testament History?. — Authentic Media, 2002. — P. 1. — ISBN 978-0853648673
  4. Sanders E.P. The historical figure of Jesus. — Penguin Books, 1993. — P. 3. — ISBN n/n
  5. Crossan J. D. The Historical Jesus. — 1991. P. 421-22. ISBN 0-06-061629-6
  6. На русском языке имеется перевод его работы об Иисусе. См. в переводе Константина Мамаева: Флуссер Д. Иисус, свидетельствующий о себе. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Урал ЛТД, 1999. — 336 с. — ISBN 5-8029-0049-0. См. также в переводе Сергея Тищенко: Флуссер Д., Бультман Р. Загадка Христа.. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Эксмо, 2009. — 464 с. — ISBN 978-5-699-33865-8. Имеется также небольшой текст в антологии: Иисус. Две тысячи лет религии и культуры. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Славия, Интербук-бизнес, 2001. — 240 с. — ISBN 5-89164-070-8
  7. Who is Jesus? Answers to your questions about the historical Jesus, by John Dominic Crossan, Richard G. Watts (Westminster John Knox Press 1999), page 108
  8. James G. D. Dunn, Jesus Remembered, (Eerdmans, 2003) page 779-781.
  9. Rev. John Edmunds, 1855 The seven sayings of Christ on the cross Thomas Hatchford Publishers, London, page 26
  10. Stagg, Evelyn and Frank. Woman in the World of Jesus. Philadelphia: Westminster Press, 1978 ISBN 0664241956
  11. Funk R. W. and the Jesus Seminar. The acts of Jesus: the search for the authentic deeds of Jesus. HarperSanFrancisco. 1998. "Empty Tomb, Appearances & Ascension" p. 449-495.
  12. Metzger B.M., ed. Textual Commentary on the Greek New Testament. — Deutsche Bibelgesellschaft, 1994. ISBN 3438060108. Авторы данного комментария обращают внимание на отсутствие стиха 24:51 из «Евангелия от Луки» в ранних греческих текстах, а также на расхождения между «Александрийской» и «Западной» версиями первой главы «Деяний святых апостолов».
  13. Jesus, by C. Guignebert, translated by S. H. Hooke (University of London), University Books, New York, 1956, p. 132.
  14. Jesus, C. Guignebert, 1956, p. 473.
  15. Eisenman R. James the Brother of Jesus: The Key to Unlocking the Secrets of Early Christianity and the Dead Sea Scrolls. — Viking Penguin, 1997.
  16. Kung H. Islam, Past, Present and Future. — One World Press, 2004.
  17. В оригинале: «Today nearly all historians, whether Christians or not, accept that Jesus existed and that the gospels contain plenty of valuable evidence which has to be weighed and assessed critically» (Stanton G. The Gospels and Jesus. — Oxford University Press, 2002. — P. xxiii).
  18. Vaage L. Galilean Upstarts: Jesus' First Followers According to Q. — Trinity Pr Intl, 1994. — 192 p. ISBN 1563380900
  19. Downing F.G. Cynics and Christian Origins. — T & T Clark International, 2000. — 352 p. ISBN 0567096130
  20. Евангелие от Марка, гл. 5, ст. 1: «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую». Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 26: «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи».
  21. Цитируется по: Ostling R. Who was Jesus?, Time, August 15, 1988, pages 37–42.
  22. Crossan J. D. The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. — 1991. ISBN 0-06-061629-6
  23. Evans C. A. Life of Jesus Research: An Annotated Bibliography. — Brill Academic Publishers, 1996. P. 151. ISBN 9004102825
  24. Шаблон:Библия
  25. Шаблон:Библия
  26. John P. Meier, A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus: The Roots of the Problem and the Person, Vol. 1, Doubleday 1991, page 216. Bart D. Ehrman, Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium, Oxford University Press, 1999, page 97. E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin 1993, page 85.
  27. 27,0 27,1 Гече Г. Библейские истории. — М., 1988. — 367 с. — (Библиотека атеистической литературы). — Ч. II. Гл. «География жизни Иисуса».
  28. Евсевий Кесарийский. Церковная история (1.7.14).
  29. Любопытно, что в астрономии известна звезда по имени «Кохаб» (англ. Kochab). Согласно англоязычной Википедии, «происхождение имени Кохаб неясно. Возможно, от еврейского слова, означающего „небесное тело“» (см. Beta Ursae Minoris (англ.)).
  30. "A few of the careful, however, having obtained private records of their own, either by remembering the names or by getting them in some other way from the registers, pride themselves on preserving the memory of their noble extraction. Among these are those already mentioned, called Desposyni, on account of their connection with the family of the Saviour. Coming from Nazara and Cochaba, villages of Judea, into other parts of the world, they drew the aforesaid genealogy from memory and from the book of daily records as faithfully as possible." (Eusebius Pamphili, Church History, Book I, Chapter VII,§ 14)
  31. Статья "Nazareth" в кн.: Anchor Bible Dictionary. — New York: Doubleday, 1992.
  32. E. Meyers & J. Strange, Archaeology, the Rabbis, & Early Christianity Nashville: Abingdon, 1981; Article “Nazareth” in the Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1992.
  33. W. B. Smith, "Meaning of the Epithet Nazorean (Nazarene),"The Monist 1904:26.
    • T. Cheyne, Encyclopedia Biblica,"Nazareth" (1899).
  34. Ken Dark, "book review of The Myth of Nazareth: The Invented Town of Jesus", STRATA: Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society, vol. 26 (2008), pp. 140–146; cf. Stephen J. Pfann & Yehudah Rapuano, "On the Nazareth Village Farm Report: A Reply to Salm", STRATA: Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society, vol. 26 (2008), pp. 105–112.
  35. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Политиздат, 1989. — С. 71.
  36. Мень А. Назарянин // Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Фонд им. Александра Меня, 2002. — Т. 2.. См. также: Мень А. Миф или действительность? // Мень А. Сын человеческий. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Фонд им. Александра Меня, 1997.
  37. Мень А. Багатти // Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Фонд им. Александра Меня, 2002. — Т. 1.
  38. В США издана небольшая по объёму антология текстов представителей теории христианского мифа 19—20 вв. См.: Christ Myth Theory: Christ myth theory, Bruno Bauer, J. M. Robertson, William Benjamin Smith, Arthur Drews, George Albert Wells, The Jesus Mysteries, Neoplatonism ... Doherty, Jesus Project, Historicity of Jesus. — Alphascript Publishing, 2009. — 92 p. ISBN 978-6130014001
  39. Известен также под именами Буажире (фр. Boisgirais) и Вольней (фр. Volney).
  40. Шарль Франсуа Дюпюи Шарль Франсуа // Большая советская энциклопедия.
  41. Voorst R.E.V. Jesus Outside the New Testament: An Introduction to the Ancient Evidence. Wm. B. Eerdmans, 2000. — P. 8; Constantin-François Volney. Les ruines, ou Méditations sur les révolutions des empires (Paris: Desenne, 1791); Dupuis C. F. Origine de tous les cultes (Paris: Chasseriau, 1794); Durant W. Caesar and Christ. New York: Simon and Schuster, 1972.
  42. В оригинале: «There might have been an historical Jesus, but unless someone discovers his diary or his skeleton, we’ll never know» (Price R. M. The Incredible Shrinking Son of Man. — Prometheus, 2003. — P. 351. — ISBN 978-1591021216; см. также: Jacoby D. A. Compelling Evidence For God and the Bible: Finding Truth in an Age of Doubt. — Harvest House Publishers, 2010. — P. 97. — ISBN 978-0736927086).
  43. Durant W. Caesar and Christ. — New York: Simon and Schuster, 1944. Издана также в русск. переводе: Дюрант В. Цезарь и Христос. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 735 с. (Серия «История цивилизации»). ISBN 5-8317-0136-0
  44. Durant W. Caesar and Christ. — New York: Simon and Schuster, 1944. P. 553—557.
  45. Cм., напр., кн.: Wells G.A. The Jesus Myth. — Open Court, 1998. — 350 p. ISBN 0-8126-9392-2
  46. См., напр., кн.: The Jesus Puzzle: Did Christianity Begin with a Mythical Christ?. Ottawa: Age of Reason Publications. 2005 [1999]. ISBN 0-9689259-1-X.
  47. См., напр., их совместную работу: Freke T., Gandy P. The Laughing Jesus: Religious Lies and Gnostic Wisdom. — Three Rivers Press, 2006. — 272 p. ISBN 978-1400082797
  48. См., напр., его кн.: Price R.M. Deconstructing Jesus. — Prometheus Books, 2000. — 284 p. ISBN 1-57392-758-9
  49. Thompson T. L. The Messiah myth: the Near Eastern roots of Jesus and David. — Basic Books, 2005. — ISBN 0465085776
  50. «Исторически вообще весьма сомнительно, существовал ли когда-либо Христос; если же он существовал, то о нём мы ничего не знаем» (Рассел Б. Почему я не христианин. — Шаблон:Указание места в библиоссылке, 1958.)
  51. Далеко не полный список сторонников теории христианского мифа представлен в статье «Christ myth theory»(англ.)
  52. См., напр.: Шаблон:Cite book; Шаблон:Cite book; Шаблон:Cite book
  53. Шаблон:Cite book
  54. Полная цитата: «Большинство исследователей считают аргументы в пользу несуществования Иисуса – наравне с утверждениями, что еврейского Холокоста никогда не было или что высадка „Аполлона“ на Луну произошла в студии Голливуда, – недостойными какого-либо ответа». В оригинале: «Most scholars regard the arguments for Jesus’ non-existence as unworthy of any response – on a par with claims that the Jewish Holocaust never occurred or that the Apollo moon landing took place in a Hollywood studio» (McClymond M. J. Familiar Stranger: An Introduction to Jesus of Nazareth. — W. B. Eerdmans Publishing Company, 2004. — P. 24. — ISBN 978-0802826800).
  55. Шаблон:Cite book P. 48.
  56. J. G. D. Dunn, The Christ and the Spirit, Volume I: Christology, (Eerdmans / T & T Clark, 1998), page 191.
  57. Негосударственный христианский исследовательский университет, расположенный в г. Уэйко, штат Техас, США. Год основания: 1845. Известен своими исследовательскими программами по философии, теологии, науке, музыке, юриспруденции и бизнесу. Подробнее см. статью «Baylor University» (англ.).
  58. Stark, Rodney. What Americans Really Believe. Baylor University Press, 2008, p. 63; Bader, Christopher, et al. American Piety in the 21st Century. Baylor Institute for Studies of Religion, 2006, p. 14.
  59. Communicate Research. Theos: Easter Survey, February 2008, accessed August 3, 2010.
  60. Zwartz, Barney. "Australians not so sceptical about Jesus, survey finds", The Age, April 7, 2009.
  61. BBC NEWS | Europe | Italy judge throws out Jesus case
  62. Lenta.ru: Из жизни: Атеист потребовал от суда предоставить доказательства существования Христа
  63. 63,0 63,1 Lyman, Eric. "Italian atheist sues priest over Jesus' existence", USA Today, January 30, 2006; "Italy judge throws out Jesus case", BBC News, February 10, 2006.
  64. Пример взят из статьи «Philosophic burden of proof» (англ.)
  65. К сожалению, данное высказывание, приписываемое Николаем Шабуровым советскому учёному И. Ш. Шифману («как-то сказал»), не имеет ссылки на источник, а потому на данный момент не верифицируемо.
  66. Журенков К. Разыскивается Иисус. (Интервью с Николаем Шабуровым) // Огонёк. — № 5 (4930) — 2006.
  67. The Campaign for Philosophical Freedom
  68. Sagan C. The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark. — Random House, 1996. — P. 457. — ISBN 0-394-53512-X; Sagan C. The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark. — Second edition. — Ballantine Books, 1997. — P. 480. — ISBN 0-345-40946-9. В Интернете доступен текст фрагмента из главы «Дракон в моём гараже» (англ.), имеющий отношение к данной теме, и его перевод на русский язык (только текст после слов «Дракон в моём гараже») [1].
  69. Шаблон:Cite book