Коммунистическая Энциклопедия

Объективизм

Объективизм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит тезис о воздержании науки от критических оценок, суждений о целях и партийных выводов.

Сущность

Претендуя на обеспечение чистой объективности исследования, объективизм рекомендует науке занять пассивную позицию невмешательства в решение «субъективных» и «иррациональных» вопросов и поделить с ненаучной идеологией «сферы влияния». Тем самым объективизм обрекает науку на роль послушного технического средства, используемого чуждыми ей силами, так как лишает познающее мышление его суверенности. Даже тогда, когда удаётся изолировать истины действительно сами по себе нейтральные, объективизм ориентирует на служение, хотя бы и неявное, господствующей консервативной или реакционной силе социального «порядка вещей». Объективизм выражает претензию на некую позицию, не затрагиваемую противоречиями исторического процесса, а на деле лишь придаёт внешнюю респектабельность беспринципному использованию знания в качестве средства для любых целей. Объективизм означает примирение с ненаучной и антинаучной идеологией, с которой он делит сферы влияния, отдавая в её распоряжение все «субъективные» проблемы, проблемы оценок, ценностей, постановки целей и т.п.

В своей стихийной форме объективизм может быть просто попыткой буржуазного учёного избавиться от явной и активной поддержки антинаучной идеологии и замкнуться в рамках узкой специальности; правда, уже здесь налицо непонимание «объективистом» всей иллюзорности и унизительности такого рода «свободы», бегство от проблемы ответственности.

В сознательном же форме объективизм есть стремление отнять у научного познания универсальное право что бы то ни было делать предметом исследования, право на целостное теоретическое освоение мира. Претендуя на беспредпосылочность, объективизм означает примирение с исключаемыми из компетенции науки наличными предпосылками. На деле он означает недостаточность, «узость» объективности. Гносеологически объективизм связан с дуалистическим разделением и противопоставлением друг другу познавательной и оценивающей способностей, с разрывом субъекта и объекта. Используя реальные познавательные трудности, объективизм пытается узаконить существование якобы принципиально «недоступных» для науки «сфер». Часто объективизм смыкается с эмпиризмом.

В политике и культуре

Для объективизма в науках об обществе характерен отказ от классового анализа (например, теория деидеологизации), от раскрытия деятельности и борьбы общественных классов и групп, их ответственности за определённое решение общественных проблем. Объективизм трактует субъектов истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами. «Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности»1. В трактовке искусства объективизм проявляется в попытках изолировать художественное произведение от социальных противоречий, от нравственных проблем и лишить его активной гражданской роли; в частности, объектвизму соответствует тенденция натурализма.

Критика

Для объективизма характерен отказ от теоретического классового анализа и изображение классовых практических сил и идеологий как «надклассовых», «всенародных», «беспартийных». Социальную действительность объективизм толкует не как всецело созидаемую человеческую деятельностью, а как фатальный «порядок вещей», с которым следует лишь сообразоваться.

«Так называемая объективная историография заключается именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности. Реакционный характер»2.

Отчуждённый, «внечеловеческий» облик общественных закономерностей, то есть их превращённые формы проявления, объективизм выдаёт за сущностные отношения, и поэтому всякое объяснение превращает в оправдание, в «некритический позитивизм» по отношению к наличному бытию.

Марксизм преодолевает объективизм не путём дополнения его субъективизмом, не апелляцией к «должному» в противоположность сущему, к «идеалу» в противоположность трезвому исследованию (такая апелляция ведет к утопизму и волюнтаризму). Напротив, марксизм доводит само объективное исследование до субъективных выводов.

Марксист «...последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм»3 вскрывая противоречивость общественного бытия и восходя до понимания законов истории как законов предметной деятельности самих людей, групп, классов, всецело ответственных за «ход истории». Тем самым марксист определяет свою точку зрения и обеспечивает реальную свободу исследования от всякого субъективистского привнесения. Он доводит объяснение мира до выводов о переделке мира.

«Становясь на эту точку зрения объективизма классовой борьбы, я нисколько не оправдываю действительности, а напротив указываю в самой этой действительности самые глубокие... источники и силы её преобразования».

Всякому практическому и идеологическому конформизму и оппортунизму подлинный марксизм противопоставляет теорию, которая «...ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна»4 и которая соответствует столь же критической практике. Понятие объективизма было разработано Лениным в борьбе против взглядов П. Струве, Туган-Барановского и других. В «Философских тетрадях» Ленин употребляет термин объективизм в положительном смысле, подчёркивая противоположность диалектического материализма субъективизму.

В современной буржуазной философии объективизм выражается в тенденции к сведению активных действий исторических субъектов к следствиям вещественно-технических факторов, а социальных противоречий — к недостаткам технической рационализации. Отвергая объективизм, марксизм раскрывает одновременно его апологетическую социальную функцию.

  1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим. 

  2. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.; ср. т. 16, с. 375. 

  3. Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 380. 

  4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22. 

Читайте также:

Партийность Коммунистическая идеология Ленин, Владимир Ильич Коммунизм