Солипсизм (от латинского solus — единственный и ipse — сам) — крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Солипсисзм находится в противоречии с жизненным опытом и повседневной человеческой деятельностью. В последовательном виде солипсизм встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (например, у французского философа и врача XVIII века К. Брюне). По словам Шопенгауэра, законченных солипсистов можно найти только среди обитателей дома умалишённых.
Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать явного солипсизма путём синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Беркли, пытаясь уйти от обвинения в солипсизме заявлял, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей, и таким образом переходил на позиции идеализма платонистского типа. К солипсизму вёл и субъективный идеализм Фихте, хотя сам он подчёркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счёте с самосознанием всего человечества. Отчётливо проявилась тенденция к солипсизму в философии эмпириокритицизма. Ещё более явно, чем в эмпириокритицизме, к солипсизму вела имманентная философия. Шуберт-Зольдерн, например, заявлял в духе Фихте, что «теоретико-познавательный» солипсизм неопровержим1.
С гносеологическим обоснованием солипсизма выступил также Шуппе2.
Тенденция к солипсизму проявляется в разных формах субъективизма.
Термин «солипсизм» употребляется также в этическом смысле, как крайний эгоизм, эгоцентризм (так называемый практический солипсизм по терминологии экзистенциалиста Марселя). Ярким представителем этой формы солипсизма был Штирнер. К «практическому солипсизму» тяготеют и многие представители современного буржуазного «эготизма».