Коммунистическая Энциклопедия

Эгоизм

Эгоизм (французское égoisme, от латинского ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма.

Как моральное качество в истории нравственного сознания человека эгоизм обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. В качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением частной собственности и отражает процесс атомизации общественных объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее — классы), для которых общественно полезная деятельность является и признаётся лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного и особенно капиталистического способа производства, в которых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип эгоизма универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности. Для капиталиста частное предпринимательство, подчинённое сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе эгоизм, а с другой стороны, представляет своё накопительство как благодеяние, оказываемое им обществу. На этой почве возникают даже этические теории о полезности эгоизма.

Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип эгоизма глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип эгоизма, играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии эгоизма как любви к себе и права каждого на счастье сыграла определённую роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми этого момента проповедь эгоизма и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер.

В марксистской этике

Коммунистическая нравственность противопоставляет эгоизму принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом обществе эгоизм становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины эгоизма окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов общества, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадёт необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению эгоизма в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.

Читайте также:

Теории эгоизма Индивидуализм Коллективизм Солипсизм Карьеризм Утилитаризм Анархо-коммунизм Советский народ Корыстолюбие Никитин, Владимир Степанович