Тунеядство

Тунея́дство — отрицательное моральное качество, характеризующее праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду.

Тунеядство как социальное явление возникло с появлением частной собственности и эксплуатации, когда одни социальные классы, обладая собственностью на средства производства, получили возможность присваивать себе труд других и не принимать участия в общественно полезной деятельности. Тунеядство осуждается моралью любого общества. Однако в обществе, где труд носит принудительный характер и является для производителя лишь средством к существованию, осуждение праздности имеет лицемерный смысл и служит укреплению дисциплины подневольного труда. Поэтому осуждение тунеядство сочетается с фактическим поощрением праздности эксплуататоров[1].

Религиозная мораль рассматривает труд как тяжкое бремя, ниспосланное человеку богом в наказание за «первородный грех». Тем не менее и в условиях эксплуататорского общества в среде трудящихся масс всегда существовало непримиримое отношение к тунеядству. В современном капиталистическом обществе отрицательное отношение к труду как тяжкому бремени объясняется тем, что в условиях отчуждения труд реально лишается своего творческого содержания. Это положение усугубляется такими неизбежными для капитализма результатами научно-технической революции, как рост безработицы и увеличение используемого лишь для досуга и развлечений свободного времени. В буржуазной идеологии эти процессы осознаются как признаки наступления «цивилизации изобилия и потребительства». На деле вынужденное «тунеядство» трудящихся есть показатель того, что в условиях социального разделения труда нет возможности для творческой деятельности всех трудящихся.

Социальные корни тунеядства подрываются с уничтожением частной собственности, с установлением обязательности общественно полезного труда. В социалистическом обществе тунеядство, как пережиток прошлого, сурово осуждается коммунистической нравственностью. При этом как тунеядство расцениваются попытки уклониться от трудовой деятельности, недобросовестный труд, стремление получить жизненные блага не в соответствии с количеством и качеством труда, незаконные способы обогащения (спекуляция, воровство, использование общественного положения в корыстных целях). Моральное осуждение тунеядства дополняется правовым и административным принуждением к труду. Полное искоренение тунеядства будет достигнуто с превращением труда в первую жизненную потребность, когда все члены общества будут активно участвовать в экономическом, социальном, научном творчестве.

См. также

Примечания

  1. В частности, это выразилось в «философии наслаждения», которая, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, «всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения».