Шестая пятилетка

Шестая пятилетка — шестой пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1956 г. по 31 декабря 1958 года включительно. Начало периода хрущёвского волюнтаризма и авантюр в народном хозяйстве.

Задачи пятилетки и её особенности

Формула главной задачи 6-й пятилетки — дальнейший рост народного хозяйства, особенно прогрессивных отраслей промышленности, подъём сельского хозяйства и значительное повышение материального благосостояния народа на базе преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда[1].

Шестая пятилетка была свёрстана на период с 1 января 1956 г. по 31 декабря 1958 г. По этому плану, принятому на XX съезде КПСС в 1956 г., предполагалось за 1956–60 гг. вложить в экономику 990 млрд.руб. и увеличить производство в группе «А» на 70%, и в группе «Б» на 60%.

В материалах пятилетнего плана был изложен перечень тенденций и направлений научно-технического прогресса, являющихся ведущими по отношению к темпам роста и, как конечная цель, к повышению благосостояния народа:

  • Всеобщая электрификация народного хозяйства, всех сфер общественного труда и быта, при рациональном использовании доступных энергетических источников;
  • Комплексная механизация труда и расширение крупного машинного производства;
  • Химизация промышленности и сельского хозяйства;
  • Рациональное комплексное использование в производстве всех видов материалов, природных и синтетических;
  • Разработка и внедрение прогрессивных технологий в промышленности и других отраслях материального производства;
  • Рациональное территориальное размещение производства, комплексное всестороннее развитие всех районов страны при их целесообразной специализации.

В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Несмотря на возражения Косыгина, Молотова, Сабурова и ряда других членов Президиума ЦК, Хрущёв настоял на расформировании 25 общесоюзных и союзно-республиканских министерств и передаче их функций совнархозам — вновь создаваемым региональным органам хозяйственного управления. В известной степени произошёл откат к структуре послереволюционных СНХ. Но совнархозы 1920-х гг. более отвечали малоразвитой сети предприятий, и уже в 1930 г. их преобразовали в отраслевые министерства. Новый вариант управления по территориально-производственному принципу, как и предупреждали критики, усилил хаос и рост управленческого аппарата .

В СССР было образовано 105 экономических административных районов: в РСФСР — 70, в УССР — 11, в Казахской ССР — 9, в Узбекской ССР — 4, в прочих 11 союзных республиках — по одному. Как отметил позже на XXIII съезде КПСС Л.И.Брежнев, «территориальная система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам; нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку и внедрение новой техники» .

Одной из причин децентрализации управления было нарастание объёмов обрабатываемой экономической информации. И хотя основы практического применения передовых информационных технологий начали закладываться в ВПК СССР ещё в начале 1950-х гг., их народнохозяйственное применение сдерживалось, в том числе, по политическим причинам.

В 1954 г. будущий академик А.И.Китов создал и возглавил головной ВЦ Министерства обороны. В январе 1959 г. он направил на имя Хрущёва предложения по созданию единой АСУ для армии и народного хозяйства. Но по политическим причинам (в преамбуле Китов критиковал методы управления, сложившиеся при Хрущёве) предложение Китова отвергли, а его самого исключили из партии.

Этим было положено начало отставанию СССР в области информатизации. Вышедшее в декабре 1959 г. постановление «Об ускорении производства ЭВМ и их внедрении в народное хозяйство» исполнялось лишь формально. С одной стороны, в научных журналах пропаганда идей автоматизации управления продолжалась, а благодаря в запискам АН СССР в ЦК КПСС это направление стали упоминать в руководящих материалах. С другой стороны, программа информатизации Китова была отвергнута, а альтернативы ей в виде общегосударственной программы предложено не было, и практическая реализация идеи застопорилась.


Некоторые итоги

За три года работы по плану 6-й пятилетки национальный доход увеличился на 54%, валовая продукция промышленности на 64%, а сельского хозяйства лишь на 32% .

См. также

Примечания

  1. См.: материалы XX съезда КПСС.