Буш, Эрнст

Эрнст Буш
Портрет

Дата рождения:

22 января 1900

Место рождения:

Киль, Германская империя

Дата смерти:

6 июня 1980

Место смерти:

Бернбург, Германская Демократическая Республика

Гражданство:

подданый Германской империи, гражданин ГДР

Вероисповедание:

Атеист

Партия:

КПГСЕПГ

Организация:

Социалистический Союз Молодёжи Германии

Основные идеи:

марксизм-ленинизм

Род деятельности:

артист, певец, революционер

Классовая принадлежность:

Пролетариат

Награды и премии:

Эрнст Буш (полное имя — Фридрих Вильгельм Эрнст Буш) - известный немецкий актёр и певец. Убеждённый коммунист, член Коммунистической Партии Германии, позже СЕПГ. Многие его песни стали гимнами коммунистических партий разных стран (например, гимном Российского Объединённого Рабочего Фронта является его песня «Einheitsfrontlied» (Единый Фронт)). В предвоенные годы международную известность приобрёл как певец-антифашист и исполнитель песен о борьбе рабочего класса.

Биография

Эрнст Буш родился в Киле в семье строительного рабочего Фридриха Буша и портнихи Анны Буш. Отец был членом Социал-демократической партии Германии, но демонстративно вышел из неё в 1914 году, когда фракция СДПГ в рейхстаге проголосовала за военные кредиты, тем самым поддержав начавшуюся войну. Профессиональных артистов в роду не было, но пели в семье Бушей все; отец был членом хорового союза строительных рабочих «Гармония» и нередко брал Эрнста с собой на спевки. Весной 1915 года Буш поступил учеником слесаря на судостроительную верфь «Германия», где проработал шесть лет, получив квалификацию слесаря-инструментальщика. От отца Эрнст Буш унаследовал и политическую активность, — в 1917 году он вступил в Социалистический союз молодёжи Германии. В конце октября 1918 года в Киле вспыхнуло восстание моряков, поддержанное рабочими судоверфи, в их числе был и Буш. После Ноябрьской революции он активно участвовал в политической жизни родного города, стал одним из организаторов и руководителем заводского, а позже и районного комитета «Социалистической рабочей молодежи», в 1919 году вступил в только что образованную Коммунистическую партию Германии.

Эрнст Буш - актёр

Эрнст Буш в спектакле "Мать"

Одновременно Буш участвовал в театральной самодеятельности заводской молодёжи; на любительской сцене в 1920 году его заметил главный режиссёр Кильского драматического театра Робин Роберт и посоветовал серьёзно заняться изучением сценического искусства. Под руководством Роберта Буш подготовил ряд ролей для любительского театра. В Городском театре наряду с драматическими спектаклями ставились и оперы, и здесь в октябре 1921 года состоялся дебют Буша на профессиональной сцене — в опере П. Масканьи «Сельская честь». Молодой актёр приобрёл известность за пределами родного Киля, получал заманчивые предложения из других городов, но Бушу хотелось повидать мир, и в 1924 году с двумя приятелями он отправился в Италию, с гитарой и без гроша в кармане. Три месяца они вели жизнь бродячих комедиантов, зарабатывая на проезд и пропитание немецкими народными и неаполитанскими песнями, посетили многие города, но в конце концов были арестованы по подозрению в шпионаже и выдворены из Италии. В конце 1924 года Буш вернулся в Городской театр, который после смерти Пенсгена-Альберти возглавил Ганс Брокман, ученик Макса Рейнхардта. Под его руководством Буш с большим успехом сыграл Марка Антония в «Юлии Цезаре». Вскоре вместе с Брокманом Буш перешёл в Городской театр Франкфурта-на-Одере. Эрих Энгель, специально приехавший смотреть «Отелло», рекомендовал молодого актёра своему другу Эрвину Пискатору, и эта рекомендация, как он считал, принесла удачу всем троим. Рекомендацией Энгеля Буш воспользовался не сразу: летом 1926 года он вступил в труппу «Передвижного театра» Померании, который обслуживал округ Кёслин и выступал обычно в гостиницах и трактирах. Лишь в июне 1927 года Буш приехал в Берлин и был принят в Театр на Ноллендорфплац, который в том же году возглавил Пискатор и превратил в Театр Пискатора. Первый же поставленный Пискатором спектакль — «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе Эрнста Толлера — заставил говорить о себе всю Германию; в этом спектакле, в роли Альберта Кроля, Буш дебютировал на столичной сцене. В следующей постановке Пискатора, «Распутин, Романовы, война и восставший народ», представлявшей собой переработку пьесы А. Н. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Буш сыграл несколько небольших ролей и спел две песни на музыку Эдмунда Майзеля, — его вокальные данные и умение донести до слушателя каждое слово не остались незамеченными: после временного закрытия театра весной 1928 года Буш получал предложения не только от различных драматических театров, но и от кабаре. В Театре Пискатора состоялась и первая его встреча с Гансом Эйслером, написавшим музыку к самому скандальному спектаклю театра — «Берлинский купец»; пять песен, исполненных Бушем в этом спектакле, положили начало многолетнему сотрудничеству певца и композитора. В начале 30-х годов написанные специально для Буша песни Эйслера на стихи Б. Брехта, Э. Вайнерта и К. Тухольского расходились на грампластинках по всей Европе. Встреча с Г. Эйслером, Б. Брехтом, Э. Вайнертом, К. Тухольским и совместная работа с ними оказали решающее влияние на Буша - певца. В свою очередь, исполнительный стиль Эрнста Буша воздействовал на вокальное творчество Эйслера и на развитие немецкой революционной песни. В эти годы Буш часто выступал и на концертной эстраде — как певец и как чтец, работал на радио. В 1929 году он дебютировал в кинематографе, снявшись в фильме «Катарина Кни» — в роли жонглёра и акробата Фрица Кни, которого он годом раньше сыграл на сцене «Лессинг-театра». Следующим фильмом с его участием стала экранизация «Трёхгрошовой оперы» (1931), — в знаменитом фильме Г. В. Пабста Буш играл уличного певца, исполнявшего, в частности, балладу о Мекки Мессере. Сотрудничество с Пабстом продолжилось в фильме «Товарищество», — Буш играл в нём руководителя спасательного отряда немецких рабочих, которому пришлось нарушить границу ради оказания помощи французским коллегам, пострадавшим при взрыве на угольной шахте. За четыре года Буш снялся в десяти фильмах, в том числе в «Куле Вампе» Златана Дудова и антивоенной «Нейтральной полосе» Виктора Триваса.

Эрнст Буш - коммунист

На рубеже 20—30-х годов Буш-певец выступал на антифашистских митингах не реже, чем в концертах, которые также порою превращались в митинги, — его звали «красным Орфеем» (Roter Orpheus) и «Таубером баррикад» (Barrikaden-Tauber), в честь знаменитого австрийского оперного певца, и после прихода нацистов к власти в январе 1933 года он чудом избежал ареста. 27 февраля, в день поджога рейхстага, Буш играл в Магдебурге премьеру социальной драмы Г. Кайзера «Серебряное озеро»; на следующий день спектакль был запрещён. По позвращении в Берлин актёр 6 марта прочёл в одной из газет: «Известно ли вам, что Эрнст Буш всё ещё находится в Берлине?» 9 марта 1933 года друзья помогли Бушу вместе женой — актрисой и певицей Евой Циммерман пересечь голландскую границу. В 1935 году Буш получил официальное приглашение из СССР — от Международного объединения революционных театров, которое возглавлял Пискатор, и в ноябре один, без Евы, прибыл в Москву. Здесь Буша, помимо многочисленных поклонников, уже ждали друзья — немецкие антифашисты, отсюда, по московской радиоволне, он обращался к своим соотечественникам. В СССР Буш не только выступал с концертами, но и продолжил свою кинокарьеру, снявшись в фильме Густава фон Вангенхайма «Борцы». В 1936 году Пискатор в Горьком приступил к съёмкам фильма «Красное немецкое Поволжье», в котором одну из главных ролей должен был сыграть Буш, однако в это время началась гражданская война в Испании, и Эрнст Буш отправился на неё добровольцем в составе 11 интернациональной бригады. В июле 1938 года, после фактического поражения республиканцев, Буш был вынужден бежать из Испании в Бельгию.

Эрнст Буш в интернациональной бригаде

Успев за время пребывания в СССР полюбить советскую музыку, Буш немало способствовал организации в городах Бельгии и Голландии открытых концертов советской музыки, в которых исполнялись сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна и других композиторов, специально по его просьбе присланные из Москвы. В 1939 году, ещё задолго до начала Второй мировой войны, политика в Бельгии и соседней Голландии начала меняться: теперь из его репертуара вычёркивали антифашистские песни, запрещали в концертах касаться тем, связанных с Германией.

Эрнст Буш во время Второй Мировой

В мае 1940 года началось вторжение немецких войск в Бельгию. Правительство Бельгии спешно интернировало немецких эмигрантов и отправило поездом во Францию, где они были помещены в концентрационный лагерь Сен-Сиприен в Пиренеях — в тот самый лагерь, в котором находились интернированные бойцы испанских интернбригад. В конце 1940 года Буш был переведён в концентрационный лагерь Гюрс; в декабре 1942-го с помощью участников французского Сопротивления ему удалось бежать из лагеря, однако недалеко от швейцарской границы он был арестован жандармерией правительства Виши и в январе 1943 года выдан гестапо. Помещённый в берлинскую тюрьму Моабит, Буш обвинялся в «подготовке к государственной измене», ему грозила смертная казнь; но в судьбу его вмешался друг юности Густаф Грюндгенс: нанятый им адвокат сумел доказать, что Буш не может обвиняться в государственной измене, поскольку ещё в 1937 году был лишён немецкого гражданства. Актёр был приговорён к четырём годам лишения свободы и отбывал их в бранденбургской каторжной тюрьме, в которой, по свидетельствам заключённых, на деле расстреливали без суда и следствия.

Эрнст Буш в 1946 году

Между тем голос Буша, сохранившийся на грампластинках, звучал и в немецком антифашистском подполье, и на фронте: записи песен Эйслера в исполнении Буша агитподразделения Красной Армии через полевые радиоустановки транслировали на другую сторону линии фронта. В ноябре 1943 года в тюрьму Моабит, где находился в то время Буш, попала американская бомба - в результате полученного ранения лицо его оказалось частично парализовано, он утратил свою выразительную мимику и после освобождения советскими солдатами в апреле 1945 года долгое время не решался выходить на концертную эстраду. Впервые он выступил в концерте в мае 1946 года, на торжественном открытии временного помещения театра «Фольксбюне», — Константин Симонов посвятил этому выступлению стихотворение «Немец» («В Берлине на холодной сцене…»). Изменился и голос Буша: стал ниже, утратил прежнюю чистоту, но приобрёл новые краски. Всё изменилось: теперь уже Буш ходатайствовал за арестованного органами госбезопасности Грюндгенса - и добился его освобождения. Изуродованное шрамом лицо отлучило Буша от кинематографа, но не могло отлучить от сцены: уже в ноябре 1945 года он играл в Театре Геббеля. В июне 1946 года в Театре Геббеля («Фольксбюне» на Саарландштрассе) состоялась премьера пьесы А. М. Горького «На дне», в которой Буш играл Сатина, — играл, по словам А. Гулыги, как босяка-мечтателя, как правдолюбца, за которым остаётся последнее слово. В том же году в Театре на Шифбауэрдам он поставил пьесу Ф. Вольфа «Матросы из Каттаро», в которой с успехом исполнял главную роль в 1930 году, — в 1946-м успех Буша-режиссёра превзошёл все ожидания, даже радиокомментатор в американском секторе советовал: «Посмотрите этот спектакль. Я нахожу его замечательным». С 1950 года Буш был членом Академии искусств ГДР.

Эрнст Буш после войны

Первые годы после освобождения Буш жил и работал в западной части Берлина: там оказался и дом, в котором он жил до 1933 года, — Колония художников (Künstlerkolonie) на Лауберхаймерплац, позже превратившаяся в штаб Сопротивления, там же открылся и первый в послевоенном Берлине театр. Но в 1949 году вернувшийся из эмиграции Брехт создал в восточном секторе столицы театр «Берлинер ансамбль», и с весны 1951 года Буш выступал одновременно на двух сценах Немецкого театра: на одной давал спектакли собственно Немецкий театр, руководимый В. Лангхофом, на другой — «Берлинер ансамбль». Для «эпического театра» Брехта Буш был идеальным актёром — прошедшим ещё в довоенные годы и «школу представления» в Театре на Шиффбауэрдамм, и «школу переживания» на других сценах, сроднившимся с драматургией Брехта ещё на рубеже 20—30-х годов, актёром поющим, что для театра Брехта было исключительно важно, и наконец, актёром-гражданином, который только и мог быть для Брехта настоящим единомышленником. С театром «Берлинер ансамбль» Эрнст Буш гастролировал по всему миру, в том числе в СССР в 1957 году.

Эрнст Буш и СЕПГ

В 1950 году между Эрнстом Бушем и руководством СЕПГ произошёл конфликт. Буш категорически отказывался выступать на официальных мероприятиях и в течение 10 лет вообще не выступал в концертах, — теперь он много и с удовольствием пел в театре. Композитор «Берлинер ансамбль» Пауль Дессау, который в 1951 году в конфликте между Бушем и Э. Хонеккером принял сторону последнего, семь лет спустя в узком кругу каялся: «Это было моей политической ошибкой, так как я должен был объяснить Хонеккеру, кто такой Эрнст Буш и что его слова нельзя принимать всерьёз. Хорошо, он невоздержан на язык. Анархист, но безупречный, необходимый, незаменимый человек… И по нынешний день, и кто знает, как долго ещё он останется незаменимым». В 1961 году Буш покинул сцену в связи с болезнью. В день своего 60-летия, в январе 1960 года, Буш дал в Академии искусств ГДР концерт, составленный в основном из репертуара литературных кабаре 20-х годов; его торжественно приветствовали высокопоставленные партийные чиновники, однако и здесь не обошлось без инцидентов, которые очевидцы помнили и тридцать лет спустя. Так, Буш исполнил очень популярную в конце 20-х годов «Мыльную песню»: во время очередных выборов в рейхстаг в 1928 году социал-демократы раздавали избирателям маленькие кусочки мыла с вытесненным на них призывом: «Голосуйте за СДПГ!» На эту предвыборную акцию откликнулись друзья Буша — написали сатирическую песенку, которая припоминала социал-демократам и голосование за военные кредиты в 1914 году, и расстрел рабочих в 1919-м, и многое другое, — и каждое деяние сопровождалось рефреном: «Мы мыльную пену взбиваем, / Мы втираемся в доверие, / Мы снова отмываем свои руки». И вдруг оказалось, пишет биограф Буша Йохен Фоит, что этот рефрен из времён Веймарской республики прекрасно вписывается в политику СЕПГ в ГДР. Партийных чиновников это открытие повергло в шок, а Буш тем временем (именно в этой песне и ни в какой другой) жестами призывал: «Подпевайте!» — не оставляя бывшим товарищам по партии иного выхода, как подпевать с невинным видом: «Мы снова отмываем свои руки…».

Последние годы Эрнста Буша

Могила Эрнста Буша

Покинув сцену, Буш в течение ряда лет записывал на студии грамзаписи цикл «Хроника в песнях, балладах и кантатах»; изданный позже на компакт-дисках, цикл включал в себя 200 песен. Но в целом Буш удалился в частную жизнь: овдовев, он в 1964 году в третий раз женился и впервые стал отцом. Актёр умер 8 июня 1980 года в Бернбурге и был похоронен в Берлине, на старинном кладбище Фридхоф Панков III (нем. Friedhof Pankow III) в районе Нидершёнхаузен. В 1981 году его имя было присвоено Высшей школе театрального искусства, которая и в настоящее время называется Hochschule für Schauspielkunst «Ernst Busch» Berlin.

Творчество

Наиболее известные произведения:

Театральные работы

  • 1927 — «Гоп-ля, мы живем!»
  • 1927 — «Распутин, Романовы, война и восставший народ
  • 1928 — «Трёхгрошовая опера»
  • 1932 — «Товарищ Каспер»
  • 1946 — «На дне»
  • 1946 — «Матросы из Каттаро»
  • 1951 — «Прага остаётся моей»
  • 1954 — «Кавказский меловой круг»
  • 1957 — «Жизнь Галилея»
  • 1957 — «Шторм»

Фильмография

Эрнст Буш в фильме «Куле Вампе или Кому принадлежит мир?»
  • 1929 — Катарина Кни
  • 1931 — Трёхгрошовая опера
  • 1931 — Товарищество
  • 1931 — Нейтральная полоса
  • 1932 — Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?
  • 1933 — Море зовёт
  • 1936 — Борцы
  • 1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания

Песни