Коммунистическая Энциклопедия

Пессимизм

Пессимизм (латинское pessimus — наихудший) — воззрение, согласно которому в мире преобладает зло, человек обречён на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму.

Причины

Настроения пессимизма обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, которые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки»1.

Настроения обречённости и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчётливо проявляется в кризисные периоды истории (когда многие люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишён духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности.

Пессимизм в литературе, религии и философии

Черты пессимизма заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греческий поэт Гесиод (VIII–VII века до нашей эры) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»: такова воля богов. Пессимизм в оценке человека присущ этике стоицизма. Пессимистична в основе своей религиозная мораль. Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь... — читаем мы в Библии слова Екклезиаста, — ибо всё суета и томление духа... Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание», — говорится в книге Иова. В религии буддизма всё, что привязывает человека к жизни, признаётся причиной страданий. Правда, религиозная мораль «смягчает» свой пессимизм признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире (христианство) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешённости человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа.

Распространение настроений пессимизма в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности.

«Горечь и скука — вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир — ничтожество... — говорит итальянский поэт-романтик Дж. Леопарди. — Судьба уделила нашему роду одну только смерть».

Складываются и философские концепции пессимизма. Например, по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему — страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество, осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признаёт существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их немецкий последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, так как другие цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию пессимизма развил Ницше. Отвергая философию упадка и пессимизм шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека) призывает к оправданию жизни, в том числе и «её наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским пессимизмом или пессимизмом силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма. Для О. Шпенглера, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В современной философии пессимистическое воззрение выражено, например, в экзистенциализме (идея свободы и бытия для смерти и т. п.).

Марксистский взгляд

Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, так как оно находится в противоречии со всей историей развития общества и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития общества, представлением о социальном и моральном прогрессе. Поэтому правильный взгляд на действительность, противоположный пессимизму, подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.

  1. Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 20, с. 102. 

Читайте также:

Оптимизм Скептицизм Прогресс Критика буржуазной идеологии и ревизионизма Троцкий, Лев Давидович Волюнтаризм