Коммунистическая Энциклопедия

Реформизм

Реформизм — политическое течение внутри рабочего движения, которое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках буржуазной законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия».

Возникновение

История современного реформизма начинается в последней четверти XIX века, когда под влиянием успехов рабочего движения и развития буржуазной демократии ряд социал-демократических деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять курс не на революционные преобразование общества, а на его улучшение путём проведения реформ. Социально-экономической основой распространения реформизма явилось относительное улучшение положения верхних слоёв рабочего класса, рост и обуржуазивание социал-демократического партийного и профсоюзного чиновничества.

Впервые программа реформизма была изложена в статье К. Хёхберга, Э. Бернштейна и К. Шрамма «Ретроспективный обзор социалистического движения в Германии» («Jahrbuch für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik»,1879). Маркс и Энгельс подвергли эту статью резкой критике. В 1891 году с открытой проповедью реформизма выступил руководитель Баварской партийной организации СДПГ, депутат рейхстага Г. Фольмар. В конце XIX века возникло бернштейнианство — наиболее цельное и последовательное реформистское течение в период, предшествовавший Октябрьской революции. По мнению Бернштейна, рабочий класс ещё недостаточно развит, «чтоб принять в свои руки политическую власть»; учреждения капиталистического общества настолько «гибки, изменчивы и способны к развитию», что «они не требуют своего искоренения, но лишь дальнейшего развития». Поэтому якобы нет необходимости в революционной диктатуре рабочего класса.

Внутри рабочего движения

Первое крупное практическое применение идей Бернштейна связано с именем лидера французских «независимых социалистов» А. Мильерана, который в 1899 году занял пост министра в реакционном буржуазном правительстве Вальдека-Руссо. Бернштейнианство в теории и мильеранизм в политике вскоре стали идейно-полптической платформой оппортунистических элементов в рабочем движении. В Англии их поддержали фабианцы, многие лидеры Независимой рабочей партии и тред-юнионов, в Бельгии — Ансель и Вандервельде, в Швеции — Брантинг и Дальберг, в Голландии — Ван Кол, в Австрии — Пернсторфер и Герц, в России — Прокопович, Кускова и другие. В конце XIX — начале XX века реформизм превратился в международное явление и стал главной опасностью внутри рабочего и социал-демократического движения.

Несмотря на упорную, хотя и не всегда последовательную борьбу против бернштейнианства, которую вели Люксембург, Меринг, Цеткин, К. Либкнехт в Германии, Лафарг и Гед во Франции, Лабриола в Италии, Благоев в Болгарии, Гортер в Голландии, в европейских социал-демократических партиях сдача позиций реформизму приобрела широкий хотя зачастую и не явно выраженный характер. Всё больше сближался с бернштейнианством центризм каутскианского толка, хотя Каутский вначале выступил с критикой взглядов Бернштейна. Подточенный изнутри оппортунизмом 2-й Интернационал развалился с началом 1-й мировой войны. Из крупных и политически оформленных организаций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая Лениным большевистская партия отстаивала революционную интернационалистскую линию в рабочем движении.

Размежевание революционных и реформистских сил

После Октябрьской революции и окончания 1-й мировой войны борьба марксизма и реформизма перестала быть борьбой внутри политических партий рабочего класса и стала борьбой между двумя политическими течениями рабочего движения. В феврале 1919 года в Берне представители правых социал-демократических партий 26 стран воскресили 2-й Интернационал. В марте 1919 года представители 35 левых партий и групп учредили Коммунистичский Интернационал. В феврале 1921 в Вене представители 13 центристских социалистических партий образовали Международное рабочее объединение социалистических партий (21/2-й Интернационал). В мае 1923 года в Гамбурге произошло слияние 2-го и 21/2-го Интернационалов; новая организация получила название Социалистический рабочий интернационал (Социнтерн — существовал до 1933 года), объединявший в то время 6,7 млн. человек из 43 партий в 30 странах. Раскол рабочего движения, вызванный лидерами реформизма, стал фактом и привел к серьёзному ослаблению антиимпериалистических сил.

Эволюция Социнтерна в период между мировыми войнами — это непрекращающееся движение от марксизма к антимарксизму. Левое крыло Социнтерна — представители т.н. австромарксизма (О. Бауэр, Фридрих, Виктор и Макс Адлеры, К. Реннер) — шаг за шагом сдавало позиции откровенному реформизму. Антикоммунизм, антисоветизм занимали всё большее место в идейных концепциях социал-демократических теоретиков, перерастая в открытый призыв к свержению Советской власти. Несмотря на откровенно антикоммунистический характер межвоенного реформизма в целом, он не был однороден. Как внутри реформистских партий, так и между ними существовали заметные идейно-политические различия, не прекращалась борьба между левыми и правыми элементами. Отражая настроение народных масс, сознавая нарастание фашистской угрозы, ряд социал-демократических лидеров вынужден был пойти на широкие контакты с коммунистами. Победа народных фронтов в Испании и Франции показала перспективность политики единых действий. Однако успехи такой политики оказались непрочными. В социал-демократических партиях взяли верх силы, видящие главного врага не справа, а слева. Сказались и сектантские настроения в Коминтерне, который рассматривал социал-демократию как «главный фактор международной контрреволюции)» и соответственно ориентировал свои секции. Как показал опыт, такой подход не способствовал дифференциации внутри социал-демократии, а, напротив, облегчал её правым лидерам консолидацию сил на антикоммунистической платформе.

После 2-й мировой войны были предприняты усилия для воссоздания международного реформистского союза под названием Социалистический Интернационал, который был организован в 1951 году. Послевоенная история реформизма характеризуется окончательным и полным разрывом с марксизмом, зафиксированным в новых программах ведущих европейских социал-демократических партий. Современный реформизм официально объявил, что его идеология не является марксистской.

Современный реформизм

«Маркс один из наших великих предшественников, не больше, не меньше, — писал идеолог французских социалистов П. Боннель. — Считать его сегодня нашим единственным вдохновителем будет идолопоклонством и ослеплением... Он — великий момент социализма, его влияние было (и ещё есть) громадным, но это превзойдённый момент и отныне, думаю, пагубное влияние. Марксизм — позади нас»1.

Официальная доктрина современного реформизма, провозглашённая в декларации Франкфуртского конгресса Социалистического Интернационала и противопоставляемая научному коммунизму, марксизму-ленинизму, — «демократический социализм». Теоретические корни «демократического социализма» восходят к неокантианству с его проповедью «этического социализма».

С точки зрения теоретиков современного реформизма (В. Эйхлер, А. Филип, О. Поллак и другие), социализм не закономерный продукт естественно-исторического развития, а нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоёв общества. Следовательно, социалистические преобразование общества — это прежде всего моральная проблема, проблема воспитания людей на основе «вечных» духовных ценностей социализма. Социалистическое воспитание (в капиталистическом обществе), по мысли Эйхлера, должно развивать дружбу, любовь, товарищество, солидарность и, главное, терпимость.

«Воспитание в духе терпимости, — писал он, — относится не только к инаковерующим, но оно точно также необходимо по отношению к политически инакомыслящим, к другому полу и, не в последнюю очередь, к людям иного социального происхождения»2.

Реформизм отвергает революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа как антитеза революции остаётся альфой и омегой реформистского мышления. Социализм может возникнуть только «демократически», то есть в результате суммы полптико-экономических и (особенно) культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых социал-демократией и даже буржуазными правитльствами; социализм может существовать только как «демократия», то есть как гармоническое единство всех социальных слоёв и групп, включая капиталистов, — таково кредо реформизма. Социализм, создаваемый в союзе с капиталистами, естественно, не может обойтись без капитализма в экономике. Формулируя социал-демократическую экономическую политику, программа социал-демократической партии Германии признаёт «свободную конкуренцию и свободную предпринимательскую инициативу», выдвигает лозунг: «конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо».

Сущность реформизма

Эклектическому стремлению соединить воедино «кусочки» социализма и «кусочки» капитализма соответствует и филосфская эклектика. Реформизм не имеет цельной, единой мировоззренческой основы.

«Социализм является международным движением, которое отнюдь не требует застывшего единообразия воззрений, — говорится во Франкфуртской декларации. — Безразлично, черпают ли социалисты свои убеждения в результате марксистского или какого-либо иного социального анализа, или же в религиозных и гуманных принципах, все они стремятся к общей цели...».

Философия реформизма включает неокантианство, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, антропологизм и другие направления, которые признаются совместимыми с социализмом и используются для опровержения марксизма. Диалектика и материализм объявляются устарелыми, их место занял плоский эволюционизм. Естественноисторическая неизбежность социализма объявлена мифом; социализм «выводится» из сферы духа, из вневременных и внеклассовых этических представлений индивидуума. Атеизм тоже считается устарелым: союз с клерикализмом, примирение науки и религии стали программными требованиями социал-демократии. «Партия считает, — говорится, например, в декларации Партии труда Нидерландов, — что религиозные убеждения и жизненная философия чрезвычайно важны для воспитания и умственного развития».

Реформизм и коммунизм

Реформистские политические партии и реформистские профсоюзы, несмотря на немалое количество непривлекательных страниц в их истории, сыграли и определённую положительную роль в борьбе за улучшение жизни рабочего класса; во многих западно-европейских странах социал демократы пользуются массовой поддержкой трудящихся. В этих условиях успешное продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, без единства действий коммунистов и социалистов. Критикуя правооппортунистическую практику и идеологию реформизма, коммунистические партии выступают за конструктивный, свободный от предубеждений и наслоений прошлого, диалог между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами в борьбе за мир, демократию и социализм. Коммунисты не отбрасывают многие лозунги и требования социал-демократов, но они показывают ограниченный, переходный характер этих требований, настаивают на бескомпромиссном признании главного — необходимости уничтожить капитализм, создать социализм.

Основным препятствием для единства действий революционных и реформистского крыла рабочего движения служит ныне антикоммунизм той части лидеров международной социал-демократии, для которой главным врагом продолжает оставаться не империализм, а коммунизм. Ослеплённые ненавистью к коммунизму, вожди и идеологи правого крыла международного реформизма не хотят видеть, что антикоммунизм изолирует социал-демократию от самых прогрессивных сил современности. Антикоммунизм завёл социал-реформизм в идейно-политический тупик. Понимание этого стимулирует активность левых групп и элементов, трезво мыслящих деятелей в руководстве социалистических партий. Всё сильнее становится стремление социал-демократов отказаться от антикоммунистических шаблонов. Способствовать этому процессу — одна из главных задач коммунистического движения.

  1. Le marxisme est derrière nous, см. "La Revue socialiste", 1960, Avril, No 132, p. 436. 

  2. Der Weg in die Freiheit, Hannover, 1955, S. 31. 

Читайте также:

Шапинов, Виктор Владимирович Катедер-социализм Бернштейнианство Оппортунизм Критика буржуазной идеологии и ревизионизма Вооружённое восстание Что делать? Рабочий класс Коммунистический Интернационал 21 условие приёма в Коммунистический интернационал