Коммунистическая Энциклопедия

Коллективизм

Коллективизм (от латинского colligo — соединяю, объединяю) — особенность, характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали, выражающий товарищество, солидарность, единство и общность интересов людей, их преданность общенародному делу. Коллективизм в корне противоположен индивидуализму и эгоизму. Коллективизм — важнейший принцип классовой борьбы пролетариата. При социализме и коммунизме коллективизм является всеобщим принципом нравственного поведения человека, соответствующим господствующим социальным отношениям.

Коллективизм в первобытном и феодальном обществах

В примитивной форме коллективистские отношения существовали в первобытном обществе. Их материальной основой была общинная собственность на средства производства. Коллективистские отношения воплощались в узах родства, общих потребностях, взаимопомощи в труде, в уравнительном распределении продуктов.

С разложением первобытнообщинного строя и возникновением классов коллективизм перестал быть принципом общественных отношений.

«Самые низменные побуждения, — писал Энгельс, — вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждению, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния — являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства — воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели1.

В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком, возникли отчуждённость и вражда между людьми. Эволюция коллективистского сознания в классово-антагонистическом обществе связана с революционной борьбой угнетённых масс; в этических воззрениях идеологов масс разрабатывались представления об общности интересов угнетённых, о любви к людям, требования счастливой жизни для всех людей и т.д. Идеи верности общему делу, взаимопомощи, товарищества составляли положительное содержание морали передовых классов.

Коллективизм в буржуазном обществе

В период формирования капиталистических отношений, ранних буржуазных революций и утверждения буржуазного строя в развитии коллективистских идей наметились различные тенденции. Идеи коллективизма содержались в учениях некоторых прогрессивных буржуазных мыслителей XVII — 1-й половины XIX веков. Например, Гельвеций, выступая против реакционной религиозной морали, противопоставлял ей «земную» нравственность, основу которой, наряду с «чувственными впечатлениями, себялюбием, наслаждением...», составляет также доктрина «...правильно понятого личного интереса...» как главного мотива человеческих поступков. Он видел основную задачу морали в определении условий, при которых возможно согласование «правильно понятого личного интереса» с так называемым общим интересом.

«...Добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, — такой человек невозможен, — а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным».

В морали Фейербаха

У Фейербаха коллективистские идеи нашли выражение в учении о морали, основными принципами которой были якобы свойственное людям от природы сердечное влечение друг к другу и стремление к счастью. Истинная мораль, по Фейербаху, «...не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей. Она знает только товарищеское, общее счастье»2. Бурж. мыслители не смогли научно обосновать гармонию личных и обществ. интересов, т.к. не выходили за рамки бурж. общества, не выступали против его материальных основ - частной собственности и эксплуатации.

Утопические социалисты

Важную роль в развитии коллективистских идей сыграли учения представителей утопического социализма (Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли и другие). При своеобразии взглядов каждого утописта, что связано с конкретными историческими условиями их деятельности, в целом для них характерно отрицание частной собственности и выдвижение проектов организации общественного производства, объединяющего людей в единый коллектив.

Принцип коллективизма включён в систему Бабёфа, который выступил от лица пробуждавшегося пролетариата с планами установления во Франции коммунистического строя, «общества равных». Отношения между членами коммунистических хозяйственных общин должны складываться на основе коллективистских принципов равенства, всеобщего братства и общего благосостояния. Ликвидировать противоположность интересов можно, по мнению Бабёфа, путем установления коммунистич. порядка, «...при котором никто не должен ничем владеть частным образом, в котором все должны пользоваться всем сообща».

В XIX веке коллективистские идеи получили дальнейшее развитие в сочинениях Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Сен-Симон разработал проект мероприятий с целью «...поставить человека в такое положение, чтоб его личные интересы и интересы общественные постоянно находились в согласии». Фурье в учении о человеческих страстях и «социетарном строе» пытался обосновать необходимость возникновения такого строя, который способствовал бы удовлетворению присущих человеку страстей, согласованное действие которых «порождает страсть коллективную», и привёл бы к полному расцвету задавленные при строе эксплуатации «сцепляющую», «разнообразящую», «упорядочивающую» страсти и страсть «гармонизма». Комбинированная гармония страстей должна стать принципом организации труда.

Коллективистские идеи выдвигались в сочинениях Кабе, Дезами, Вейтлинга и других. Вейтлинг считал, что человечество создаст социализм в виде гармонического общества и «...установит общность имуществ и соединится в одну большую дружную семью...», но в то же время отрицал значение организованного пролетарского движения. Однако планы переустройства общества Сен-Симона, Фурье, Оуэна, других утопистов и их последователей были оторваны от реальной жизни и отрицали революционные методы общественных преобразований.

Революционные демократы в России

В России проблемы коллективизма разрабатывались революционными демократами (Герцен, Белинский, Чернышевский) и революционными народниками. Чернышевский рассматривал общинный строй как коллективистскую основу для перехода к социализму, нравственного обновления людей. Принцип «разумного эгоизма» в этике Чернышевского выражал сознательное подчинение всего личного общему делу борьбы за свободу и счастье народа, сознание общественного долга, коллективизм. «...Общечеловеческий интерес, — по Чернышевскому, — стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного». Однако он не смог дать последовательно-научного обоснования коллективизма.

Пролетарский коллективизм

Развитие пролетарского движения обусловило рождение новой, пролетарской морали, противопоставившей буржуазному индивидуализму принцип коллективизма. Маркс и Энгельс показали, что коллективизм с неизбежностью порождается условиями труда и жизни рабочего класса, связанного с крупным производством. «Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия ...ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации». Капиталистическая эксплуатация и развитие противоречий капитализма подводят пролетариев к необходимости классовой борьбы против капитала, защиты общеклассовых интересов. На первой ступени эта борьба носит ещё стихийный характер, и коллективистское сознание возникает в среде рабочего класса первоначально как отражение опыта его экономической борьбы. Однако в процессе борьбы против буржуазии в пролетарской среде развивается понимание необходимости товарищества, солидарности и преданности общему делу. Коллективистский принцип «все за одного, один за всех» становится долгом, обязанностью рабочего — борца против капиталистического рабства. Маркс говорил, что «человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство».

Научный социализм даёт теоретическое обоснование пролетарскому коллективизму, способствует его распространению среди рабочих. Маркс и Энгельс доказали противоположность пролетарского коллективизма «мнимой коллективности» эксплуататоров.

«В существовавших до сих пор суррогатах коллективности — в государстве и т.д. — личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса... В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством её... Общественные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллективность, к которой индивиды принадлежали лишь как средние индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях существования своего класса; они находились в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса. Совершенно обратное имеет место при коллективности революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего существования, так и условия существования всех членов общества: в этой коллективности индивиды участвуют как индивиды3.

Достижение подлинной коллективности Маркс и Энгельс связывали с революционным уничтожением частной собственности и эксплуатации.

Коллективизм и интернационализм

Коллективизм рабочего класса включает в себя международную солидарность рабочих и всех трудящихся, которую марксизм противопоставляет как «...национальному эгоизму, так и лицемерному частноэгоистическому космополитизму...». Требование коллективизма — ставить интересы общего дела рабочего класса выше частных интересов, классовые интересы выше групповых — нашло выражение в провозглашённом основоположниками марксизма лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Подлинный расцвет пролетарского коллективизма связан с неизбежностью победы коммунизма, «...в котором общность интересов возведена в основной принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лица!».

Маркс и Энгельс показали, что «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Творчески развивая марксизм и марксистскую этику, Ленин внёс существенный вклад в разработку вопросов коллективизма. Ленин показал, что коллективизм, как важнейший принцип классовой борьбы пролетариата, лежит в основе содержания пролетарской морали, без овладения которым невозможен рост социалистической сознательности пролетариата. Задача социал-демократов, писал Ленин, «...развивать в рабочих сознание своей солидарности, сознание общих интересов и общего дела всех русских рабочих, как единого рабочего класса, составляющего часть всемирной армии пролетариата». Без воспитания пролетариата в духе коллективизма, дисциплинированности, преданности общему делу невозможны успешная политическая борьба и полная победа пролетариата над буржуазией.

Воспитание пролетариата в духе коллективизма Ленин связывал с необходимостью сочетания интересов рабочего класса нашей страны с интересами мирового пролетариата. Ленин призывал бороться «...против мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за учёт целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего».

Коллективизм в социалистическом обществе

Победа социалистической революции, установление общественной собственности, уничтожение эксплуатации и утверждение социалистических общественных отношений создают реальные возможности для объединения всех трудящихся, воспитания их в духе пролетарского коллективизма. В условиях социализма главным средством такого воспитания является социалистический труд, основанный на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, так как «...собственность разъединяет, а труд соединяет». Ленин говорил, что в строительстве социализма:

«мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: «каждый за себя, один бог за всех» ... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех».

В процессе строительства социализма и коммунизма на основе общности коренных интересов рабочих, крестьян, интеллигенции, в результате всесторонней идейно-воспитательной деятельности коммунистической партии и социалистического государства происходит широкое внедрение коллективизма во все сферы жизни трудящихся.

Главными чертами всего социалистического общества и каждого социалистического коллектива являются:

Существенной чертой социалистического коллективизма является осознание места и роли каждого человека и коллектива в обществе, в системе социалистических общественных отношений, понимание значения и задач своей деятельности, развитие на этой основе производственной и общественной активности и инициативы каждого труженика. Связь с производственным коллективом служит раскрытию и применению способностей, приложению труда и знаний человека, его коммунистическому воспитанию. Важную роль в укреплении коллектива, связей индивида и коллектива играет правильное сочетание материальных и моральных стимулов к труду. Значение и сфера деятельности производств. коллектива в социалистическом обществе расширяется и охватывает труд, организацию свободного времени, включающего отдых и дальнейшее научное, художественное, физическое развитие человека, а также во всё возрастающей степени и его быт. Наиболее ярко эти особенности проявляются в движении за коммунистический труд.

В условиях социализма в сознании и поведении некоторых людей ещё сохраняются пережитки капитализма, которые проявляются, например, в форме мелко-собственнической психологии, эгоизма, национализма, суеверий и предрассудков и т.д. Эти пережитки преодолеваются в процессе коммунистического строительства, усиления общественного воздействия на членов общества, являющихся носителями пережитков. Коллективизм в условиях социализма проявляется в морально-политическом единстве общества, социалистическом интернационализме, дружбе и братском сотрудничестве народов.

Соотношение интересов коллектива и личности

В противоположность буржуазному принципу эгоизма коллективизм подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага. При этом человек служит обществу не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов общества и остальных людей, то есть сознательно и свободно. Со своей стороны общество также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определённых случаях, когда в этом возникает необходимость, добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, которые имеют частный, преходящий характер, и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов общества. Отсутствие антагонистических противоречий между интересами людей и общность их основных целей при социализме способствуют развитию отношений товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности, принципиальности, честности и искренности, доверия и уважения между людьми.

Принцип коллективизма отражает в себе подлинно человеческий характер социалистических отношений и самым тесным образом связан с гуманизмом коммунистической морали. Принцип коллективизма предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы множества людей, коллектива, в конечном счёте за судьбы общества. В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в котором он живёт, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы общества, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании которого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом обществе повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости. По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга. Таким образом, принцип коллективизма не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и её интересов, как его пытаются изобразить противники коммунистической нравственности.

Критика коллективизма

Представители различных направлений современной буржуазной философии, социологии и этики стремятся всячески опорочить общественную собственность и коллективизм. Например, неотомисты объявляют общественную собственность источником подавления личности, лживо утверждают, будто «коммунизм жертвует человеком во имя коллектива». Прагматисты (Дьюи и другие) стремятся противопоставить марксистскому коллективизму «новый» или «этический» индивидуализм, являющийся "величайшим достижением американской жизни», так как он «...означает инициативу, изобретательность, ответственность в выборе веры и поведения»5.

Буржуазные моралисты провозглашают абсолютную свободу личности «...брать всё, что только возможно, даже за счёт коллектива..»6, пытаются примирить буржуазный индивидуализм и коллективизм, убеждают искать «средний путь» — путь, который уничтожает дихотомию на крайний индивидуализм и коллективизм.

Социализм, обеспечивая подлинную свободу и расцвет личности, реальные возможности для гармоничного сочетания личных интересов с общественными, полностью опровергает утверждения буржуазных идеологов о невозможности сочетать личные и общественные интересы. Социалистический коллективизм не ведёт к растворению личности в коллективе, а, наоборот, является условием раскрытия и проявления её способностей и дарований.

  1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 99. 

  2. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 621. 

  3. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75-76. 

  4. См. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, 1958, с. 353-56. 

  5. Dewey J., Reconstruction in philosophy, L., 1921, p. 194 

  6. Девис Д., Капитализм и его культура, М., 1949, с. 289. 

Читайте также:

Эгоизм Советский народ Индивидуализм Декларация ДК Социализм Партия коммунистов Кыргызстана Немецкий язык Испанский язык Касимов, Вадим Эдуардович Греческий язык