Коммунистическая Энциклопедия

Общественно-экономическая формация

Общественно-экономическая формация — категория исторического материализма, служащая для обозначения общества на определённом этапе исторического развития. Диалектико-материалистический метод позволил Марксу и Энгельсу преодолеть абстрактный, внеисторический подход к анализу общественной жизни, выделить отдельные ступени в развитии общества, определить их характерные отличительные признаки, открыть специфические законы, лежащие в основе их развития.

«Как Дарвин, — писал Ленин, — положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс»1.

В «Капитале» Маркс показал «...капиталистическую общественную формацию как живую — с её бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т.п., с буржуазными семейными отношениями»2.

Определение

Общественно-экономическая формация — это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социально-производственный организм. Каждый такой организм имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфические формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особые общественные идеи.

Основной признак

Решающим признаком общественно-экономической формации, в конечном счёте определяющим все остальные, является способ производства. Смена способов производства определяет смену общественно-экономической формации.

Виды

Маркс и Ленин выделили пять общественно-экономических формаций, представляющих поступательные ступени в развитии человеческого общества:

Азиатский способ производства

В работах Маркса встречается упоминание об азиатском способе производства как особой экономической структуре. Среди социологов и историков до сих пор идут споры о том, что понимал Маркс под азиатским способом производства. Одни считают его особой общественно-экономической формацией, предшествующей рабству или феодализму; другие считают, что Маркс хотел подчеркнуть этим понятием особенность феодального способа производства на Востоке. Третьи полагают, что азиатский способ производства следует считать завершающим этапом первобытнообщинного строя. Хотя споры по этому вопросу продолжаются, но в дискуссиях не приводилось достаточных научных данных, подтверждающих тезис о том, что азиатский способ производства представляет особую формацию.

История не знает «чистых» формаций. Например, нет «чистого» капитализма, в котором бы отсутствовали элементы и пережитки прошлых эпох — феодализма и даже дофеодальных отношений, элементы и материальные предпосылки новой коммунистической общественно-экономической формации. К этому следует добавить специфичность развития одной и той же формации у разных народов (например, родовой строй славян и древних германцев резко отличается от родового строя саксов или скандинавов в начале средних веков, народов Древней Индии или народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или народностей Африки и т.д.). Различные формы сочетания старого и нового в каждую историческую эпоху, различные связи данной страны с другими странами и различные формы и степени внешнего влияния на её развитие, наконец, особенности исторического развития, обусловленные всей совокупностью природных, этнических, социальных, бытовых, культурных и других факторов, и определяемая ими общность судьбы и традиций народа, отличающих его от других народов, свидетельствуют о том, насколько многообразны особенности и исторические судьбы разных народов, проходящих одну и ту же общественно-экономическую формацию.

Этапы развития

Каждая общественно-экономическая формация имеет свои этапы, стадии развития. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеческой орды до родоплеменного строя и сельской общины. Капиталистическое общество — от мануфактуры до машинного производства, от эпохи господства свободной конкуренции до эпохи монополистического капитализма, переросшего в государственно-монополистический капитализм. Коммунистическая формация имеет две основные фазы — социализм и коммунизм. Каждый такой этап развития связан с появлением некоторых важных особенностей и даже специфических закономерностей, которые, не отменяя общесоциологических законов общественно-экономических формаций в целом, вносят нечто качественно новое в её развитие, усиливают действие одних закономерностей и ослабляют действие других, вносят известные изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества и т.д. Такие этапы в развитии общественно-экономической формации называют обычно периодами или эпохами. Научная периодизация исторических процессов должна исходить, таким образом, не только из чередования общественно-экономических формаций, но и из эпох или периодов в рамках этих формаций.

Периоды или эпохи

Экономические отношения, образующие экономическую структуру общества, базис общественно-экономических формаций, в конечном счёте определяют поведение и действия людей, народных масс, отношения и конфликты между классами, социальные движения и революции. Социолог и экономист, изучающие общественные отношения, как правило, могут ограничиться характеристикой основных черт формаций, их классификацией, в основу которой положена поступательная смена общественно-экономической формаций, смена эпох внутри этих формаций. Для историка этого недостаточно. Изучая историю отдельных народов как часть всемирно-исторического процесса, историк обязан считаться с развитием социальных движений, периодами революционного подъёма и периодами реакции. В рамках общесоциологической периодизации всемирной истории и истории отдельных народов историк обязан дать более «дробную» периодизацию, в основу которой, помимо хода социально-экономического развития, кладутся этапы классовой борьбы в стране, освободительного движения трудящихся масс.

Всемирно-исторические эпохи

От понятия эпохи как этапа в развитии общественно-экономической формации следует отличать понятие всемирно-исторической эпохи. Всемирно-исторический процесс в каждый данный момент представляет собой более сложную картину, чем процесс развития в отдельной стране. Всемирный процесс развития включает разные народы, находящиеся на различных этапах развития. Характер всемирно-историч. эпохи определяют те экономические отношения и социальные силы, которые определяют направление и во всё возрастающей степени характер исторического процесса в данный исторический период. В XVII–XVIII века капиталистические отношения ещё не господствовали в мире, но они и порождённые ими классы, уже определяя направление всемирно-исторического развития, оказывали решающее воздействие — на весь процесс мирового развития. Поэтому с этого времени датируется всемирно-историческая эпоха капитализма как этап всемирной истории.

Социальная революция

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется революционным путём. В тех случаях, когда общественно-экономические формации однотипны (например, рабство, феодализм, капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (например, капитализма в недрах феодализма), но завершение перехода от старого общества к новому выступает как революционный скачок. При коренном изменении зкономических и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной и кладёт начало целому переходному периоду, в течение которого осуществляется революционное преобразование общества и создаются основы социализма. Содержание и длительность этого переходного периода определяются уровнем экономики и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, международной обстановкой и другим. Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же закономерное явление, как и сложившиеся общественно-экономические формации, и в своей совокупности охватывают значительные отрезки истории. Каждая новая общественно-экономическая формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает все её достижения в области материальной и духовной культуры. Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и идеологических отношений, составляет содержание исторического прогресса.

Существование определённых общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в истории человечества, вовсе не означает, что каждый народ должен пройти их в своём развитии. Некоторые звенья исторической цепи развития — рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут у отдельных народов не получить полного развития. Более того, народ может миновать их, переходя, например, непосредственно от родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь социалистических стран.

Значение теории общественно-экономических формаций

Методологическое значение теории общественно-экономических формаций состоит прежде всего в том, что она позволяет выделить материальные общественные отношения как определяющие из системы всех других отношений, установить повторяемость общественных явлений, выяснить законы, лежащие в основе этой повторяемости. Тем самым даётся возможность подхода к развитию общества как естественно-историческому процессу. В то же время она позволяет раскрыть структуру общества и функции составляющих его элементов, выявить систему и взаимодействие всех общественных отношений.

Во-вторых, теория общественно-экономических формаций позволяет решать вопрос о соотношении общесоциологических законов развития и специфических законов отд. формаций. В-третьих, теория формаций даёт научную основу теории классовой борьбы, позволяет выявить, какие способы производства порождают классы и какие именно, каковы условия возникновения и уничтожения классов.

В-четвёртых, общественно-экономических формаций позволяет установить не только единство общественных отношений у народов, стоящих на одной и той же ступени развития, но и выявить специфические национальные и исторические особенности развития формации у того или иного народа, отличающие историю этого народа от истории других народов.

  1. Соч., т. 1, с. 124-25. 

  2. Там же, с. 124. 

Читайте также:

Марксизм Коммунизм Рабовладельческий строй Феодализм Первобытнообщинный строй Социалистическая революция Капитализм Мировая система социализма Государство и революция Классовая борьба