Коммунистическая Энциклопедия

Теории элиты

Теории элиты (от французского élite — лучшее, отборное, избранное) — теории, утверждающие, что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры — элита, и остальная масса людей.

Понятие элиты

В современной буржуазной социологии термин «элита» имеет несколько значений:

Множественность толкований привела к тому, что термин «элита» характеризуется рядом социологов-немарксистов как неточный, малообъективный, двусмысленный (Ж. Лаво), как имеющий оценочный, а не научный характер (Дж. Кетлин), как весьма неопределённое и саморазрушающееся понятие (Мейсел).

Признаки

Основанием выделения элиты выступают разные признаки. Так, Парето, Моска, Михельс исходили из того, что политическая власть является основой социальных отношений и поэтому главное орудие элиты — государство. Элита стремится упрочить своё положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных. Вместе с тем, по Парето, в истории происходит «циркуляция элит». Другое обоснования элитизма — социально-психологические (Ортега-и-Гасет, Лассуэлл), технологические (Бёрнхем, Фриш), религиозные и харизматические (М. Вебер, Ясперс, неотомисты).

В новейшей социологической литературе к элите всё чаще относят представителей бюрократической верхушки — чиновничества, управляющих, наиболее высокооплачиваемых специалистов, представителей технической интеллигенции. Ряд буржуазных социологов утверждает, что «система различных привилегий установлена везде, независимо от социальной структуры и политической идеологии»; они пытаются доказать, что в социалистических странах существует элита, относя к ней интеллигенцию (Фойер), членов Коммунистической партии (Лабедц).

Теория элит и демократия

В теориях находят отражение процессы дифференциации и стратификации классового общества, существование общественной иерархии, венчаемой меньшинством. В современных теориях элит обнаруживаются различные тенденции, в том числе открыто антидемократические, утверждающие, что демократия изжила себя, что власть сильной элиты — панацея от всех неурядиц капитализма (американский «неоконсерватизм», идеологи «ультра»). Более распространены теории, сочетающие принципы элитизма и буржуазного либерализма. Так, например, Карл Манхейм писал:

«Не является ли противоречием говорить об элитах в демократическом обществе?.. Демократия влечёт за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты»1.

По мнению Лассуэлла, демократия отличается от олигархии не наличием или отсутствием элиты, которая оказывает наибольшее влияние на общественную жизнь, а закрытым или открытым, представительным или непредставительным характером элиты.

Теория баланса элит

В современной буржуазной социологии классическая теория элит подвергается критике за «слишком прямолинейный» элитизм, взамен которого выдвинута теория «баланса элит». Её авторы отказываются от понятия единой элиты, годного, по их мнению, лишь для низкоорганизованных обществ, и утверждают, что в современном обществе существует множественность элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, культурная и другие), которые «сдерживают и уравновешивают друг друга» в западных странах, предотвращая «тоталитаризм» (Манхейм, Голбрейт).

Элитарное искусство

Идеи о существовании «элиты» породили так называемое «элитарное искусство», ориентированное на небольшие группы людей, обладающих якобы особой художественной восприимчивостью.

Марксистское отношение

Марксистская социология показывает ненаучный характер теорий элит, их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе. Различные теории элит не раскрывают подлинную классовую дифференциацию общества, реальные социальные антагонизмы капиталистического общества.

  1. Essays on the sociology of culture", L., 1956, p. 200. 

Читайте также:

Критика буржуазной идеологии и ревизионизма Элитарное искусство Партия Серж Мона Партийность Отчуждение (философия) Советский народ Дети революции (фильм)