Коммунистическая Энциклопедия

Моральное качество

Моральное качество — понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные качества (например, великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т. д.) характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определённой личности, выступающие как свойства её характера. Например, понятие «честностью может употребляться применительно к действиям, независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, которые всегда поступают честно.

Моральные качества разделяют на положительные и отрицательные (которые иногда именуют добродетелями и пороками). Понятие морального качества является более общим и сложным по сравнению с моральной нормой. В нём не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщённой форме характеризуются и оцениваются определённые стороны его поведения. Такое, например, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и другим»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность.

В понятии морального качества наряду с предписанием обязательно содержится также оценочная сторона; выражение определённого (положительного или отрицательного) отношения к нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки (например, «Данный поступок есть зло потому, что он является предательством»). Впервые понятие морального качества было выделено специально в древнегреческой этике (понятие добродетелей у Аристотеля), причём упор здесь делался на качества личности. Такое понимание морального качества сохраняется и в этике средневековья. Буржуазные просветители и особенно социалисты-утописты усматривали в моральном качестве уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, характерные для того или иного общества. Исходя из того, что человек есть продукт обстоятельств, они считали, что добродетели и пороки обусловлены характером общества, а не самого человека; чтобы сделать нравственным человека, надо изменить общество.

Марксистско-ленинская этика доказала односторонность обоих этих пониманий морального качества, установив диалектическое соотношение между социальными условиями и характером людей. В процессе революционной практики, указывает Карл Маркс, человек одновременно преобразует общество и самого себя. Практический вывод: в процессе борьбы за коммунизм сочетаются и одновременно решаются две стороны одной и той же задачи построение нового общества и воспитание нового человека. Поэтому процесс коммунистического воспитания предполагает не просто формирование у людей требуемых моральных качеств, но также мобилизацию и организацию самих народных масс на решение стоящих перед ними практических задач коммунистического строительства.

Читайте также:

Эгоизм Тунеядство Трудолюбие Мещанство Корыстолюбие Убеждённость Скупость Карьеризм Бережливость Оптимизм