Коммунистическая Энциклопедия

Бланкисты

Бланкисты — представители революционного и социалистического движения, отстаивавшие взгляды и тактику Огюста Бланки, согласно которым осуществление революции предполагалось замкнутой группой заговорщиков.

Взгляды

Мировоззрение лидера движения Огюста Бланки сформировалось под воздействием механистического материализма, атеизма и рационализма XVIII века, а также утопического социализма.

Луи Огюст Бланки (Blanqui) (1 февраля 1805 года — 1 января 1881 года) — французский утопический коммунист. Участник революций 1830 и 1848 годов; дважды был приговорён к смертной казни, провёл в заключении почти половину жизни. Бланки — «несомненный революционер и горячий сторонник социализма» по словам Ленина1.

Материалист по общефилософским воззрениям, он, однако, идеалистически объяснял исторический прогресс распространением просвещения и совершенствованием человеческого разума. Основное содержание истории человечества, по Бланки — движение от аболютного индивидуализма, которым отличались дикари, через ряд фаз к коммунизму как «будущему обществу», «строю общности», «венцу цивилизации»2. В то же время Бланки рассматривал историю как борьбу социальных сил, дал резкую критику социальных противоречий капиталистического общества, считая историю рассказом о «войне между богатыми и бедными». Поэтому неимущий класс, по Бланки, наиболее заинтересован в революции, заменяющей строй индивидуальной собственности строем ассоциации.

Выступая против буржуазного социального законодательства, равно как и против социал-реформистских планов преобразования общества, бланкисты требовали от небольшого революционного меньшинства решительных политических действий, имеющих целью установление революционной диктатуры и приводящих через ряд мер к коммунистическому строю, где управление людьми станет излишним. Этот строй — «огромная свободная мастерская и всеобъемлющее общество взаимной помощи». Бланки отвергал надуманные утопические построения, считая, что будущий коммунистический строй «является итогом нормального развития и не состоит ни в каком родстве с тремя или четырьмя системами, придуманными фантазёрами во всех деталях».

Воззрения Бланки сформировались в период, когда массовое рабочее движение во Франции только ещё зарождалось, а преследуемые демократические силы общества вынуждены были сосредоточиваться в тайных обществах. Поэтому Бланки не смог понять, что успех восстания возможен только в том случае, если революция осуществляется массами трудящихся, возглавляемыми революционной партией.

Представители

Бланкисты во Франции

В Парижской Коммуне и I Интернационале

В период июльской монархии и революции 1848 года бланкисты были ещё немногочисленны; их влияние возросло в последние годы Второй империи и после революции 4 сентября 1870 года. Во время Парижской Коммуны 1871 года бланкисты входили в состав «большинства» Совета Коммуны; отстаивали необходимость проведения более решительных революционных мероприятий, в частности добивались создания Комитета общественного спасения. Они, однако, совершенно недооценивали необходимость проведения экономических мероприятий социалистического характера. После подавления Коммуны некоторые руководители бланкистов во главе с Эдуаром Вайяном вошли в состав Генсовета 1-го Интернационала и поддерживали Карла Маркса в его борьбе с бакунистами. После Гаагского конгресса 1-го Интернационала в 1872 году бланкисты вышли из Интернационала и образовали группу «Революционная коммуна».

Центральный революционный комитет

После амнистии 1880 года и возвращения деятелей коммуны во Францию была создана новая организация бланкистов — Центральный революционный комитет, который возглавили Э. Эд, Э. Вайян и Э. Гранже. До смерти в 1888 году Эда Центральный революционный комитет сохранял нелегальный характер. В период буланжизма произошёл раскол бланкистов: часть из них во главе с Вайяном вела борьбу с Ж. Э. Буланже и сблизилась с гедистской «Рабочей партией». Другая группа (Э. Гранже, Э. Рош) пошла на блок с буланжистами, вышла из состава Центрального революционного комитета и вскоре распалась.

Революционно-социалистическая партия

В 1898 году Центральный революционный комитет преобразовался в Революционно-социалистическую партию. В период мильеранизма бланкисты, осуждавшие вхождение социалиста А. Э. Мильерана в буржуазное правительство, поддерживали гедистов и в 1901 году объединились с ними в Социалистическую партию Франции. После создания в 1905 году объединённой Социалистической партии бланкисты фактически растворились в реформистском большинстве этой партии. В годы 1-й мировой войны лидеры бланкистов заняли шовинистическую оборонческую позицию. Со смертью в 1915 году Вайяна, последнего из наиболее видных представителей бланкистов, это направление перестало существовать.

Бланкисты в России

Николай Спешнёв и Пётр Заичневский

Некоторое влияние Бланки, по-видимому, испытывал петрашевец Н. A. Спешнев. Однако о русском бланкизме как об идейном течении можно говорить только после реформы 1861 года в связи с революционной деятельностью П. Г. Заичневского, во взглядах которого немало черт бланкизма. Заичневский считал, что народные массы России ввиду их забитости не смогут самостоятельно освободиться от угнетения и предстоящая революция явится следствием усилий революционной части армии и интеллигенции; созданная после успешной революции центральная власть системой экономических преобразований подведёт народ к социализму.

Пётр Ткачёв и «Общество народного освобождения»

Наиболее ярко влияние бланкизма сказывалось в пропаганде редактируемого П. Н. Ткачевым журнала «Набат». Ткачёв считал Бланки выдающимся революционером и своим учителем. По мнению Ткачёва, уничтожение существующего порядка должно произойти путем заговора централистской революционной организации, при этом переворот якобы будет сравнительно лёгким, так как самодержавие не имеет социальной опоры. Эти взгляды Ткачёва были подвергнуты резкой критике Фридриха Энгельса, что в значительной степени ослабило влияние Ткачёва в России. Тем не менее Ткачёв имел своих сторонников как за границей, так и в России. Они были объединены в «Общество народного освобождения».

Течение в «Народной воле»

Революционный характер деятельности русских бланкистов не подлежит сомнению. Но они пренебрежительно относились к революционной работе в массах, смотрели на народ как на пассивную толпу, что объективно приносило вред революционному движению. Некоторые принципы бланкистов нашли отражение в программе и тактике «Народной воли». Народовольцы считали возможным при помощи дезорганизации правительства и заговора захватить власть, однако оговорка о передаче власти учредительному народному собранию меняла существо дела и отличала народовольцев от бланкистов. Наиболее активными сторонниками бланкистов в «Народной воле» были М. H. Ошанина, Л. А. Тихомиров. Некоторые положения Ткачёва разделял Н. А. Морозов. Элементы бланкизма содержались также в мировоззрении других организаций революционной интеллигенции 80-х и 90-х годов XIX века: Группа старых народовольцев, партия «Народного права».

Значение

Осуществление революции возлагалось бланкистами на замкнутую группу заговорщиков. Это приводило к провалу предпринятых Бланки и бланкистами выступлений (12 мая 1839 года и 14 августа 1870 года в Париже), к отказу бланкистов участвовать в массовых рабочих организациях. Однако в дальнейшем бланкисты приняли активное участие в Парижской Коммуне 1871 года, а позднее некоторые из них (Эдуар Вайян и другие) сблизились с марксистами. Бланкизм проявлялся и в революционном движении других стран, в частности России, где он оказал некоторое влияние на революционное народничество 70-х годов (группа Ткачёва).

Высоко оценивая революционные заслуги Бланки и отмечая положительное значение деятельности Бланки и его сторонников на отдельных этапах революционного движения (конец 40-х — начало 50-х годов XIX века, в Парижской Коммуне), классики марксизма-ленинизма подвергли критике бланкизм, который, по словам Ленина, «ожидает избавления человечества от наёмного рабства не путём классовой борьбы пролетариата, а путём заговора небольшого интеллигентного меньшинства». В особенности критиковал Ленин «бланкистские авантюры», «игру в „захват власти"» в период подготовки Октябрьской революции.

  1. Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, с. 437. 

  2. Cм. Избранные произведения. М. 1952. С. 197-242. 

Читайте также:

Вооружённое восстание Рабочий класс Оппортунизм Детская болезнь «левизны» в коммунизме